Назад

Страница 0371

Вперед

v «Дочь воды», где огромное внимание уделил природе, ерам и живописности, близкой к импрессионизму.

*

р

«Как режиссер,— заявлял он в то время *,— я против смешения различных жанров искусства, и особенно про-йВ проникновения литературы в кинематографию. Кино — это в первую очередь последовательность изображений, предназначенных в одинаковой степени для зрительного и умственного восприятия, И моя любовь к форме роковым образом должна была привести меня к

нему.

<^..> Работая, я учился, н во время съемок этой ленты был скован желанием оставить под килем подводный камень, на который обычно наталкиваются французские кинематографисты,— театрализацию изображаемого. Именно поэтому я пригласил актеров, никогда не работавших на сцене, Я дорожу этой свежестью, которая при совершенстве воспроизведения в какой-то степени оказывается точным отражением жизни. Не считаете лн вы, что прекрасное тело, красивый жест, легкая, правильная и четкая походка значат не меньше, чем нзбнтая мимика, часто похожая на гримасничание, извращающее черты человеческого лнца?»

В 1938 году Жан Ренуар более сурово (и несправедливо) писал о «Дочери воды»: «По моему мнению, мон первые работы не представляют никакого интереса. Их ценность лишь в актерской игре Катрнн Хесслинг. Она была фантастической актрисой, слишком фантастической, чтобы быть принятой робкнмн французскими коммерсантами. Этим и объясняется ее уход. Наивно, но не покладая рук я стремился подражать моим американским учителям. Я тогда не понимал, что отдельный человек больше, чем весь род человеческий, зависит от земли, которая его кормит, от условий жизни, которые лепят его тело и определяют склад ума, от картин природы, кото-РЫе целыми днями проносятся у него перед глазами. Я еще не знал тогда, что француз, который живет во Франции, пьет красное вино и ест сыр «Бри», наслаждаясь перспективой парижских улиц, может создать произведение искусства, лишь опираясь на традиции, создан-Hbie людьми, жившими, как он».

Год спустя Ренуар открыл для себя Штрогейма, посмотрев раз десять подряд фильм «Глупые жены». Это

п. . * Ed, M. Un nouveau metteur en scene, M. Jean Renoir.— In: «Ci-n*-Miroir», 1925, 26 fevr.» N 73.

323

Назад Страница 0371 Вперед