Проецирование лент вручную еще очень распространено в 1918 году, и французский критик Луи Деллюк1, говоря в ту пору о значении хорошего механика в кинозале, выразил надежду, что у нас появятся Паганини проецирования, которые, подобно великим скрипачам или пианистам, будут превосходно «исполнять» фильмы (как исполняют музыкальное произведение), ускоряя и замедляя движение ручки киноаппарата. К 1920 году электрический моторчик начал приобретать повсеместное распространение, но механик мог изменять скорость проецирования, часто увеличивая ее до 20 и даже до 24 кадров в секунду, когда демонстрировалась большая программа.
В изготовлении пленки между 1908 и 1920 годами также не произошло значительных изменений. Так называемые ортохроматические эмульсии остались такими же, как и в начале века, их чувствительность не изменилась. Фабрика «Кодак» в Рочестере выпустила в 1913 году панхроматическую эмульсию, чувствительную ко всем цветам спектра, однако в области кинематографии эта новинка в изучаемый нами период не вышла за пределы лабораторий. В то время выпускали два типа пленки: негативную, более мелкозернистую, чувствительную и дорогую, и позитивную, на которой печатали прокатные копии.
Подложка эмульсии, то есть гибкая и прозрачная пленка, на поверхность которой наносился светочувствительный слой, оставалась по-прежнему целлулоидной. Невоспламеня^ющаяся ацетатная основа для пленок, изобретенная французами Клеманом и Ривьером, изучалась в Германии, где пытались наладить ее промышленное производство, но эти опыты дали неудовлетворительные результаты. Ацетатная пленка не только не имела широкого распространения, но после объявления войны почти совсем исчезла.
До 1908 года изготовление чистой пленки было монополией рочестерских фабрик Истмеиа. В период между
1 Луи Деллюк в своей книге «Фотогения» (русский перевод 1925 г.) писал : «Ведь сколько фильмов, столько и своих особых ритмов. Падеревскин несколько иначе передает любое музыкальное произпеление, чем механическое пианино» (стр. 105). — Прим. реО.
16