влечься от смешных подробностей, нетрудно почувствовать душу великой артистки в ее игре, хотя и отмеченной печатью прошлого века, но и в своей манерности не лишенной истинного величия.
После всемирного успеха «Дамы с камелиями» Сара Бернар получила множество приглашений сниматься в новых фильмах. Сначала она отказывалась.
«Я не снималась, —- заявила она в прессе, — и дала слово не сниматься ни для какой фирмы, кроме «Ф тдьм д'ар», с которой я связана контрактом».
Однако вскоре фирма сделала ей некоторые послабления. В мае 1912 года Сара Бернар отправилась в Лондон, чтобы играть в новом фильме «Королева Елизавета»1. Для производства этой картины было основано недолговечное общество «Йстрионик филм», в котором, возможно, принимали участие Делак и предприимчивый лондонский и парижский прокатчик Франк Броклис. Но в основном новая фирма была филиалом «Эклипс-радио», крупного франко-британского общества, в которое вошло, в частности, старое общество «Урбан трэйдинг».
«Королеву Елизавету» рекламировали в прессе как «большую кинодраму»:
«Сценарий ее принадлежит перу известного писателя Эжена Моро, создавшего вместе с Викторьеном Сарду «Мадам Сан-Жен». В постановке старались тщательно соблюдать историческую точность, не щадя затрат и с разрешения английского правительства (sic!). В фильме играет великая Сара Бернар. Это выдающееся произведение, которому предстоит громадный успех...»
Режиссерами этого фильма были Анри Дефонтен, долго работавший у Патэ, и Луи Меркантон, доверенный друг Сары Бернар, много лет состоявший в ее труппе. В эту труппу входили Максудиан, Декер, Амеруа, Мария-Луиза Дорваль и молодой англичанин Лу Теллцген, впоследствии ставший знаменитым.
Фильм, шедший на экране около часа, казался в ту эпоху исключительно длинным — в нем было целых четыре части (1200 метров). Для его съемки построили довольно сложные декорации, а актеров одели в рос-
1 Американское название фильма. В Англии он шел под названием «Королева Бес»,
40