В очень содержательной статье, напечатанной осенью 1911 года, французский режиссер Викторен Жас-сэ подчеркивал новаторство этой американской школы1:
«В 1909—1910 годах появились первые комедии «Вай-таграфа». До этого времени продукция (американского кино. — Ш. С.) была сначала просто плохой, затем банальной. И вот внезапно появились прекрасные фильмы. Родилась новая школа, которая завоевала весь рынок и покорила не только артистов, но и широкую публику, встретившую ее с восторгом.
Американская школа отличалась от нашей тремя основными чертами:
1) сменой точек зрения киноаппарата;
2) игрой актеров;
3) построением сценариев.
Это был совершенно новый метод, резко отличавшийся от европейской школы.
Американцы заметили, какой интерес может вызвать мимика лица, показанного крупным планом, и воспользовались этим, жертвуя подчас декорациями и ансамблем сцены, чтобы показать публике лица персонажей, которые сами при этом почти не двигались.
Американцев испугала слишком резкая игра, и они стали играть спокойно, иногда преувеличенно спокойно.
Кроме того, сценарии из современной жизни были полны драматических ситуаций, патетики, театральщины; американцы ставили сцены возможно более простые и наивные, избегая всяких нарочитых театральных эффектов, и старались подойти как можно ближе к жизни, часто строя действие на самом пустячном эпизоде и заканчивая его веселой и счастливой развязкой.
Картины, поставленные по новому методу, были значительно совершеннее тех, что делались до сих пор, и увлечение публики было лучшим тому доказательством.
В труппе «Вайтаграфа», хотя и многочисленной, выделялось лишь несколько актеров, которых публика сразу отметила, запомнила и оценила. Она ждала их появления и бурно приветствовала в новых картинах.
1 Мы еще раз ссылаемся на эту крупную статью, помещенную в «Сине-журнале»; она является единстге1шг.:м герьезным исследованием истории кино, напечатан! тлм .^» !^14 года. Мы уже цитировали ее в «Пионерах кино»