Простота сюжета и игры сопровождалась усложнением техники фильма. Следующее один за другим кадры, данные лишь общим планом (по старому методу Мельеса и «Герцога Гиза»), были бы скучны и утомительны, особенно когда актеры, снятые во весь рост, стояли почти не двигаясь. Чтобы заинтересовать публику, надо было показать все оттенки мимики актеров, используя для этого крупный план. Режиссеры «Вай-таграфа» воспользовались опытом школы Брайтона3, угке давно утвердившейся в Америке. Они усовершенствовали приемы этой школы в разработке режиссерских сценариев и в монтаже фильмов, снимая сцены и игру актеров отдельными планами с разных точек2. Блэктон и его школа помогли актерам избавиться от условных жестов, перешедших из пантомимы, и заменить их мимической игрой, передающей различные подробности в развитии сюжета без театральных эффектов. Жассэ был прав: новшества «Вайтаграфа» неразрывно связаны между собой. Они вытекают из общей концепции, осуществлявшейся Стюартом Блэктоном и его режиссерами в практике их работы.
Первые «сцены повседневной жизни» были выпущены в Париже в мае 1908 года, еще до того, как Гриффит начал работать в «Байографг». Но они не сразу находят свой стиль. По отзывам того времени, напечатанным во Франции и в Англии, комедии «Вайтаграфа» в течение 1908 года постепенно выработали свою новую форму и завоевали признание как профессионалов, так и широкой публики. В Англии пресса утверждала, что специальностью «Вайтаграфа» были «живые портреты);3 (Wellknown for their portrayal).
Об успехах фирмы свидетельствовало появление множества плагиатов. «Кто подражает «Вайтаграфу», тот лучше всего восхваляет его», — заявляли рекламы Фирмы во Франции (конец 1909 года). В начале 1911 года Г'омон начал выпускать серию «Жизнь, как она есть». Затем появились аналогичные серии в «Эклере»—«Битвы
1 См. Ж. С а д у л ь. Всеобщая история кино, т. I. «Пионеры кино», гл. XI.
2 Это отмечает и Жассэ, говоря, что «Вайтаграф положил f гонец игре «на одном дыхании».
8 Лица, данные крупным планом, назывались в то времп "Живыми портретами» («The Bioscope», 1910).
83