изучающие историю кино в Соединенных Штатах и rt Англии, на родине Блэктона, сумеют воздать должное режиссеру, которого в наши дни затмила слава Гриффита. Льюис Джекобе пишет, например:
«Блэктои как художник никогда не мог сравниться с Гриффитом, а как организа ор — с талантливым Томасом Инсом, хотя он и работал в кино дольше каждого иа них»1. Мы считаем это утверждение абсолютно неверным в отношении 1908—1912 годов. Фильмы, созданные школой Блэктона, наделали гораздо больше шума, чем картины начинающего Гриффита. Система организации работы в «Байтаграфе», где главный художественный руководитель контролировал несколько режиссеров, быть может, выросла из метода Патэ—Зекка, но она послужила образном, которому после 1912 года подражал Томас Пне и многие другие. А затем ученики превзошли своего учителя. С утверждением Льюиса Джекобса зюжно согласиться, если говорить о 1916 годе, но по отношению к 1910 году оно совершенно неправильно.
Техника крупных планов быстро завоевала широкую популярность главным актерам «Вайтаграфа». «Они сильнее нас», — заявил в ноябре 1911 года великий французский актер Мунэ-Сюлли, вспоминая своя выступления в «Фильм д'ар». Они достигли превосходства благодаря ежедневной работе для экрана и искусству монтажа, неизвестному во времена «Герцога Гиза» — этой серии живых картин...
В 1911 году крупный американский журнал провел опрос более миллиона человек, чтобы узнать имена самых популярных киноактеров. Из 36 названных артистов 12 принадлежали к труппе «Вайтаграф»; Флоренс Тар-нер, «звезда» этой фирмы, заняла среди них первое место, собрав 233 000 голосов. В 1914 году один американский женский журнал провел такой же опрос, к «первый любовник» «Вайтаграфа» Морис Костелло собрал сзыше миллиона голосов2. Наряду с Флоренс Тэрнер и Морисом Костелло наиболее известными актерами «Вайтаграфа» были: Мэйбл Норман, сестры Тол-
•Lewis Jacobs, The Rise of the American Film, 1939.
2 Однако при этом голосовании его победили Фрэнь Бэшмен и Уоррен Керриган, которые не принадлежали к труппе. «Вайтаграф».
as