отличался особой оригинальностью и представлял собой вариант темы «Уединенной виллы». На телеграфистку ^аленькой уединенной железнодорожной станции нападают бандиты; она сообщает об этом при помощы азбуки морзе своему жениху,машинисту паровоза, который спасает ее «в последнюю минуту» — излюбленный прием Гриффита.
Если вы сравните этот фильм со «Спекуляцией пшеницей», которая вышла всего на 14 месяцев раньше, то будете поражены необыкновенными достижениями режиссера.
Гриффит научился с полной свободой переносить камеру с места на место. И даже в пределах одного эпизода, когда действие достигает наивысшего напряжения, режиссер поочередно переносит зрителя в три центра, где действие развертывается одновременно,— паровоз машиниста, комнату, где телеграфистка ждет помощи, и здание вокзала, осажденное бандитами.
В павильонных сценах Гриффит пользуется тремя планами: средний план, «американский» план (где персонажи даны до колен) для сцен с участием двух или трех актеров и первый план (где актеры даны по пояс). Последний вводится для того, чтобы показать какую-нибудь существенную деталь, например аппарат Морзе или, перед самой развязкой, английский ключ, которым героиня угрожала бандитам; когда его показывали средним планом, он казался револьвером. Все это свидетельствует о тщательно продуманной разработке режиссерского сценария с целью придать ему большую выразительность.
Однако нельзя утверждать, как это делает Сеймур Стерн1, что в этом фильме есть «очень крупные планы», введенные для показа деталей. Первые планы Гриффита в этом фильме все же более отдаленны, чем планы в некоторых английских фильмах, вышедших около 1900 года, и во многих американских, английских и французских, выпущенных до 1910 года. Вот почему можно задать вопрос (хотя бы в виде гипотезы): опередил ли Гриффит своих современников, разделяя сцены на несколько различных планов, или этот прием уже встре-
1 Seymour Stern, An Index to the Creative Work °i David Wark Griffith. 1944, p. 13. - Прим, ред.
107