у Инса главное — действие, психология его мало интересует. Зато у этого режиссера, сформировавшегося ва натурных съемках, есть подлинное чувство природы й пейзажа, которое порой переходит в лиризм. Гриффит #<е, искусство которого развивалось в павильонах, преимущественно стилист.
Томас Инс, обладавший удивительным умением видеть, достиг с помощью Гарднера Салливана редкого искусства повествования в зрительных образах. Но прежде всего он был прекрасным дельцом и преЕос-ходном организатором. По системе, принятой во Франции у Зекка, а затем в Америке у Блэктона1, он сделался главным художественным руководителем фирмы, заставлял работать по своим указаниям ряд обученных им режиссеров. Его система до сих пор служит образцом для многих американских продюсеров Голливуда, которые применяют его методы организации труда.
Томас Инс сначала один, а затем с помощью Гарднера Салливана выбирал и сюжеты своих фильмов и актеров, которые должны были в них играть. По свидетельству Льюиса Джекобса, он часто говорил: «Изготовление фильма похоже на кондитерское производство. Вам надо запастись кое-какими специями и знать, как их смешивать».
Выбрав сюжет, он заставлял сценариста писать подробный режиссерский сценарий с указанием каждого плана фильма. Такой метод был тогда новшеством в Соединенных Штатах.
В то время Гриффит в Америке и Фейад во Франции следовали общему правилу: вместо режиссерского сценария — импровизация во время съемки, сценарий же ограничивался короткой схемой действия. Вначале Томас Инс сам писал режиссерские сценарии. Впоследствии он предоставлял это сценаристам, но всегда тщательно их проверял.
Когда сценарий был готов,'Томас Инс передавал его одному из своих режиссеров, приказывая: «Выполняйте точно все, что написано в сценарии, и ни в чем от него не отступайте». Он так хорошо знал места съемок, декора-
1 Инс мог знать методы «Вайтаграфа», так как работал там актером, а также через своего брата Ральфа Ииса, выкупавшего в труппе Стюарта Блэктона.
337