сколько испанских оперетт, так называемых «zanzu-elas»1, традиционных для испанского репертуара. Эти картины содействовали созданию истинно испанского нино, тогда как в трюковых фильмах и феериях Щомона явно чувствовалось влияние школ Зекка и
Барселонская продукция Шомона не имела большого успеха. У него было слишком мало денег, чтобы финансировать такое предприятие. Вот почему этот гениальный оператор, но довольно посредственный режиссер принял предложение, сделанное ему руководителями фирмы «Итала» Шаменго и Пасторне, приславших ему в феврале 1912 года следующее письмо:
«Для расширения наших новых студий нам нужен оператор, специалист по съемкам трюковых сцен, умеющий также изобретать трюки для других режиссеров. Г-н Люсьен Нопге, который недавно вступил в нашу труппу, указал нам на вас...».
. Это предложение точно определяло обязанности Шомона. И испанец отправился в Турин скорее в качестве оператора, чем режиссера. Пастроне сообщает нам по этому поводу:
«Сегундо де Шомон (он очень дорожил этой аристократической приставкой) был горд как истинный идальго. Я иногда привлекал его к постановкам фильмов в качестве режиссера, но он тратил слишком много времени на их тщательную подготовку. Поэтому, всячески стараясь не задеть его самолюбия, я чаще всего использовал его как оператора в фильмах, поставленных Другими режиссерами».
Первая картина, над которой работал Шомон для «Итала», называлась «Тигрис». Этот полицейский фильм был поставлен французом Денизо. Как мы увидим Дальше, Шомон стал впоследствии главным оператором <<Кабирии», где всякие технические трюки (макеты, Движение камеры, многократные экспозиции и т. д.) по-настоянию Пастроне уже внедрились в самый синтаксис повествования. Магические формулы стали словами кинорассказа, а фокусы вошли в синтаксис кинемато-
1 «Los Guapos» по Иерониму Хименесу, «Las Tentacid-de San Antonio», «Carcelera», «El pobre Valbueno». —
189