телей уже заранее пленяют фильмы, посвященные великим событиям европейской истории, особенно эпохе величия и упадка Рима. К тому же красоты итальянской природы и ее исторических памятников значительно содействуют успеху фильмов, выпускаемых крупными кинопромышленниками. «Чинес» имеет в Риме три киностудии общей площадью более 14 000 кв. летров. Появление на экране таких фильмов, как «Фауст» и «Маккавеи», всякий раз становилась значительным событием»1.
В 1912 году «Чинес» экранизировала роман Сеике-вича «Камо грядеши?», переведенный на итальянский язык Фредериком Вердинуа и пользовавшийся в то время неслыханной популярностью во всем мире. Чтобы завоевать такой же успех, как и другие крупные итальянские фильмы, картина на подобный сюжет требовала грандиозной постановки. «Чинес» откупила у автора право на монопольную экранизацию этого произведения2. Постановкой этой картины о гонениях на древних христиан во времена императора Нерока руководил бывший художник Энрико Гуаццоки. После перехода Казерини в фирму «Амброзио» Гуаццони стал главным режиссером «Чинес». Постановка «Брута», «Маккавеев» и главным образом экранизация «Осбо-божденного Иерусалима» по Тассо подготовили Гуаццони к этой работе. Ему был предоставлен кредит в 60 000 лир. Эту сумму реклама раздула до полумиллиона. Длина фильма достигла 2250 метров, и демонстрация его продолжалась около двух часов.
Воспользовавшись всемирной популярностью романа, кинопромышленники сделали очень выгодное дело. Фильм был продан США за 150 000 долларов, Великобритании — за 8000 фунтов стерлингов, Германии — за 200 000 марок, Бельгии — за 35 000 франков и т. д. Успех его превзошел все ожидания и ознаменовал новый этап в развитии экспорта.
* «Moving Pictures», pp. 175—177. Мы сократили два последних абзаца цитаты.
* Зекка впервые поставил «Камо грядеши?» в 1902 году, ве оплачивая авторских прав, так же как и «Фильм д'ар»
1910 году. Однако Сенкевич заставил эту фирму снять на-овшще «Камо грядеши?»
205