«Симфонией огня» и приурочил его действие ко времени пунических войн.
Этот выбор был подсказан триполитаиской войной» которая в то время волновала всю Италию и служила рационалистам поводом для воспоминаний о завоевании Африки Сципионом. Они пытались извинить неудачи своей колониальной экспедиции в Ливию ссылкой на бесплодные победы Ганнибала. Еще не окрепший итальянский империализм, на первых порах очень пылкий и необузданный, громко требовал превращения Средиземного моря в Маге Nostrum. В ряде эпизодов еще неоконченного сценария большое место отводилось дариие нумидийской Софонизбе, супруге Сифакса. Древняя Ну мидия была частью Алжира — французской колонии... Несмотря на интерес публики к пуническим войнам, они еще никогда не служили сюжетом итальянских фильмов; «Саламбо» Флобера был источником, дающим Пастроне широкие возможности для заимствования, а воспоминания об Урсусе из «Камо грядеши?» создали в его воображении добродушного великана, непобедимая сила которого должна была охранять юную героиню.
Закончив сценарий, Пастроне обратился к «божественному» Габриэлю д'Аннунцио. Знаменитый поэт скрывался во Франции, куда он сбежал от своры итальянских кредиторов. Пастроне написал д'Аннун-Цио, что «ему пришла в голову идея, которая сулит писателю огромную выгоду, но не причинит ему никакого беспокойства и никоим образом не повредит его репутации». Литературный вельможа охотно согласился принять Пастроне, который прибыл в Париж и встретился с ним в большом отеле.
«Д'Аннунцио принял меня, — рассказывает Пастро-Hel, — и соблаговолил выслушать. Когда я закончил, °н сказал: «В книге Иова написано: «Число глупцов неисчислимо». Но, по всей видимости, ни вы, ни я не принадлежим к этой категории. Сколько вы мне дадите За подпись иод вашим фильмом?»
Я не ожидал такого цинизма. Мы поторговались и, Наконец, остановились на кругленькой сумме. Я вручил ему 50 000 франков. Впоследствии мне пришлось
■----------—.
1 Заявление, сделанное им в Турине в октябре 1949 года.
213