«Аппараты, воссоздающие жизнь», далеко не всегда приводят к реализму...
Стиль «Нордиска», особенно в первое время, не оказывал большого влияния на французские фильмы Сходство между копенгагенской и парижской школами объяснялось скорее их параллельным развитием, чещ взаимным влиянием. «Вайтаграф», напротив, показал французским режиссерам новую технику, научил их иному построению сценариев, направил их внимание на новые сюжеты. В этом отношении характерно, что Вик-тореи Жассэ летом 1911 года заканчивает сбою статью (которую мы цитировали выше) утверждением, будто комедии «Вайтаграфа» были настоящей революцией в кинематографии. Фейад в конце 1910 года приходит к такому же заключению.
Чтобы вывести из тупика «художественные серии», два лучших французских режиссера переняли Есе нововведения «Вайтаграфа»: труппы хороших актеров, сдержанность игры, крупные планы, сценарии на сюжеты из повседневной жизни, упрощение интриги.
Первым пошел по этому пути Фейад. Весной 1911 года, вскоре после полупровала своих «эстетических фильмов», Гомон объявил о выходе новой серии «Жизнь, как ока есть», выпустив своеобразную рекламу, нечто вроде манифеста, в котором мы, кажется, узнаем перо Фей ад а:
«Предлагая публике новую серию под названием «Жизнь, как она есть», общество «Гомон» надеется, что выпуск этих фильмов станет славной датой в истории художественной кинематографии.
Фильмы серии «Жизнь, как она есть» совершенно не похожи на картины, когда-либо созданные постановщиками Бсего мира. Это первая попытка перенесения реализма на экран, подобная той, какая имела место много лет назад в литературе, театре и изобразительном искусстве...».
Кроме школы «Вайтаграфа» на Фейад а оказывает влияние натурализм, введенный в театре Андре Антуа-ном. Искусство Фейада меньше связано с американской школой, чем с французским натурализмом, теории которого отражаются в следующих слоЕах:
«В этих сценах мы сознательно показыгаем «кусКЙ реальной жизни». Они волнуют и увлекают тем, чТ0
246