Назад

Страница 0298

Вперед

цели: французское кино вновь займет подобающее ему место лишь в том случае, если останется самим собой»1.

Но в 1912 году Дюран еще без зазрения совести подражал американским ковбойским фильмам. Правда его «камаргские ковбои» довольно ловки, но все н^ комические фильмы у него более самобытны.

Если для сценариев фирмы «Гомон», на которую оказывал давление финансировавший его крупный про-тестаьтский банк, характерны приспособленческие идеи, то Викторен Жассэ в «Эклере», казалось, придержи! вался иного направления. В 1912 году, когда Фракция трепетала перед «анархистами в аЕтомобилях» из банды Бонно, этого режиссера вдохновили их подвиги, и он прославил бандитов, выпустив фильм «Серый аптомо-биль», кончавшийся тем, что преступников гильстини-ровали. Фильм взбудоражил муниципальную цензуру, запретившую его демонстрацию. Кроме того, Жассэ занялся «социальными темами» в серии «Битвы жизни».

Действие его первого произведения в этом жанре — фильма «В стране мрака», навеянного «Жерминалем» Золя, — развертывалось в Северных угольных копях. Обосновавшись со своей труппой в этом крае, режиссер попросил рабочих восстановить одну штольню и снимал фильм среди настоящих угольных глыб. Мы приводим ниже содерячание его сценария:

Сироту Клер Лену ар любят деэ шахтера: сын ее приемной матери Луи и Шарль Мокур. Клер становится невестой Луи и мешает получившему отказ Шарлю расправиться со своим соперником. Между тем инженер Роже Жорис тоже влюбляется в девушку*

Однако два влюбленных шахтера не помирились й в глубине шахты между ними снова происходит столкновение. Во время драки они опрокидывают лампу. Раздастся взрыв... Катастрофа. Благородный Лу*1 спасает Шарля. Но тут шахту начинает заливать еоДЗ. Шахтеры в панике бросаются к лестницам. Инженер Роже Жорис мужественно и энергично руководит спасательными работами. В конце концов он освобожЯ&еТ шахтеров. Двух соперников находят рядом, но й

1 Рождественский номер журнала «Фильм» (1919). 260

Назад Страница 0298 Вперед