ние солдата кажется вполне естественным. Маленький пехотинец — невинная жертва. Его проступок очень незначителен, а наказание непомерно велико. Ну, kq, нечно, военная служба и казарма — это настоящая каторга, а офицеры просто звери, вот что думают смотревшие этот фильм молодые люди, которым завтра предстоит надеть военную форму. Стоит ли после этого удивляться, что в народе ненавидят офицеров?
Только что мы видели солдата и офицера. Теперь в фильме «Под ливреей» нам покажут человека из народа и «аристократа».
В замок приезжает новый лесник со своей хорошенькой и приветливой женой, которая должна здесь служить горничной. Сын хозяина замка соблазняет молодую женщину, а затем ранит на охоте ее мужа (которого он хотел, очевидно, убить). Раненый лесник видит, как его жена любезно разговаривает с сыном хозяина, хватает ружье и убивает ее. Вот и все. Лесник обесчещен, ранен, он совершил преступление, а аристократ, наверно, поздравляет себя, что так дешево отделался.
Но надо же чуть-чуть и посмеяться. И вот нам преподносят «Стачку горничных». Эти барышни под предводительством тучной матроны поднимают знамя восстания: «Долой хозяев!» Они обходят город и подбивают всех горничных, которых встречают на своем пути, присоединиться к ним. Затем пляшут, задрав юбки, на городской площади что-то вроде матчиша. Проходя мимо казарм, они увлекают за собой и солдат, с которыми любезничают по дороге, и приходят к Бирже-труда. Здесь разнузданные и растрепанные женщины произносят пылкие речи и после неописуемой свалки-попадают, наконец, в полицию1*
Итак, наш спектакль завершен. Он направлен против армии, против знати, против буржуазии.
Старый подписчик»2"
В этих фильмах явно чувствуется влияние анархо* синдикалистского духа, которым была в то времЯ> охвачена большая часть французского пролетариата» Но это направление не исключает и антирабочей про-
1 Отметим сходство этого сценария с комическим фильмом «Дороговизна», о котором говорится в гл. VI.
2 «Echo de Paris», 16 февраля 1908 г.
266