рабочее движение не дает никакого повода для ния подобной картины».
Крупная социал-демократическая газета не зревает, что капиталисты могут использовать кино как орудие пропаганды и поддерживать с его помощью выступления прессы. Немецкие социал-демократы, по~ видимому, не придавали большого значения развитию кино. В 1912 году на вопрос крупной венской газеты «Цайт» их теоретик Август Бебель ответил, что у него нет никакого мнения о кинематографе, и надо думать, он никогда не интересовался содержанием этого массой вого развлечения. Однако «Форвертс», изложив сюжет «Зачинщика», заключает:
«Можно ли представить себе более гнусное издевательство над рабочими организациями? Их изображают как подстрекателей к убийству, затевающих стачки по пустякам, выставляющих смехотворные требования. Во всяком случае, следовало бы потребовать от администрации кинозалов, чтобы она проявляла, больше осмотрительности в выборе фильмоЕ».
«Старый подписчик» «Эко де Пари» обвинял кино в непристойности и в пагубных идеях и требовал вмешательства полиции, «Молодой подписчик» «Фоно-Сине газетт» с возмущением ответил ему:
«Когда мы изучаем историю книгопечатания, мы находим в ней факты, аналогичные тем, о которых сообщает «Эко де Пари», Сначала, на заре книгопечатания, его пытались ограничить изданием книг «во славу Господа». Но это лишь породило Кальвина и Лютера... Никакие запреты г-на Лепина (префекта полиции. — Ж. С.) не помешают кинематографии стать общим достоянием. Скоро в Париже будут созданы кинопредприятия всех направлений: католические, протестантские, еврейские, оппортунистические, социалистические, анархические. Человеческая мысль в^ подчиняется запретам, и орудие, которым она поль* зуется, остается свободным, как и она сама. Заточайте, пригозаригайте к штрафам, изгоняйте — вы только создадите героев и мучеников...».
Оптимистически настроенный сотрудник «Фоко-Ctftf газетт» ошибался, когда писал, что кино — оруД^' которым могут пользоваться все. В 1908 году кинопромышленность была уже очень сложным и г10
268