3 массовых сценах, отличавшихся большим размахом, участвовали войска. Московская критика сравнивала этот фильм с крупнейшими фильмами французского и итальянского кино. Возможно, что эта картина, постановка которой пользовалась официальным покровительством правительства, превосходила французские и итальянские образцы.
После 1911 года, когда историко-литературное направление еще далеко не исчерпало себя, часть кинопредпринимателей обратилась к светским драмам, в которых на первом месте стояли различные страсти и ужасы. Влияние итальянского, французского и особенно датского кино сыграло большую роль в этой новой космополитической направленности, пришедшей на смену чисто национальному характеру первых опытов. Можно найти черты сходства между эволюцией кино в России и в названных трех странах.
Огромную популярность в России получили датские фильмы, и частности с участием Асты Нильсен; они оказали известное влияние на русскую кинопродукцию, центром которой к этому времени стала МоскЕа.
Однако и космополитическая направленность значительной части русской кинопродукции и влияние датского кино объяснялись не модой, а более глубокими причинами.
До 1911 года в России, как и в других странах, кино, будучи одним из самых дешевых зрелищ, ориентир с-валось преимущественно на народного зрителя. Накопление работниками кино известного профессионального опыта дало им возможность изменить эту ориентацию и начать выпускать фильмы, рассчитанные прежде всего на буржуазию и буржуазную интеллигенцию. После 1911 года изменился классовый состав киноаудитории и в больших городах были построены роскошные кинотеатры.
Русская интеллигенция после 1907 года находилась в состоянии идейного разброда. Крушение революции в 1905 году, хотя и было временным, оставило в этой прослойке глубокие следы. В годы столыпинской реакции многие писатели перешли к созданию мрачных, Пессимистических драм, окрашенных в тона крайнего Натурализма, где страсти и грубая эротика играли Решающую роль. Для этого времени, философское
291