у телефона», то вовсе не потому, что он видел «Уединен ную виллу» Гриффита, а потому, что зкал мелодрам^ Апдре де Лорда, вдохновившую и его и америкаа* ского режиссера.
Количество фильмов, создаваемых русскими кинопредприятиями, и их метраж в предвоенные годы неуклонно росли. В 1908 году в России было осуществлено только 9 постановок, в 1909—20. В 1912 году количество постановок превысило 100, в 1913 достигло 129, в 1914 — 231. К этому времени фильмы русского производства заняли видкое место в репертуаре рус. ских кинотеатров. Значительно увеличился и метраж русских фильмов. Если в 1909 году максимальный метраж фильма не превышал 250 метров, то в 1914 — длина значительной части картин превышала 1000 метров.
Значительно обогатился арсенал художественных средств русских режиссеров и операторов. Начиная с 1910 года стало обычным применение крупных планов. Серьезные успехи были достигнуты в работе с актерами благодаря тому, что русская театральная школа, представленная Станиславским и Мейерхольдом, уже вступила в новый период своего развития.
На первых шагах русского кино сказывалось влияние французской, возможно, американской и особенно датской кинематографии. Затем око усилилось в связи с появлением СЕетских и полицейских драм. Сказалось на характере фильмов русского производстса также и пребывание в России французских режиссеров Мэтра и Ганзена, выдающегося итальянского оператора ДжоЕанни Витротти и парижанина оператора Луи Форестье, который здесь обосновался на всю жизнь. Но все же очень быстро в стране создается самобытный, чисто национальный стиль.
Сбыт русских фильмов за границей был в эти годы еще ничтожно малым. Англосаксонские рынки, по-видимому, оставались для них закрытыми. Отдельные фильмы попадали в Центральную Европу и в скандинавские страны. Но место, занимаемое русской кино* продукцией во французских кинопрограммах иаканун6 1914 года, было еще очень незначительным. Характерно, одгако, что единственный в то время независимый фрай-цузскиЦ кинокритик Марсель Рейналь, писавший 3
298