Неоднократно пытались прибрать к рукам матограф крайние реакционеры из так называемого «Союза русского народа». Однако из их попыток создать «патриотические» кинотеатры или организовать кинематографическую монополию, наподобие винной, ничего не вышло.
В целом, несмотря на реакционную направленность значительной части дореволюционных русских фильмов, русский кинематограф все же не превратился в пропагандистский аппарат царского самодержавия.
Может быть, поэтому последний царь Николай ц относился к кинематографу с глубочайшим отвращением. Известно, что на одном из донесений департамента, полиции он написал: «Я считаю, что кинематография — пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор, и никакого значения этим пустякам придаЕать не следует».
Однако вопреки категорическому суждению последнего царя русское кино делало большие успехи. Осуществленная Гард иным у Тимана и Рейнгарта экранизация «Анны Карениной» (1914) была уже выдающимся произведением кинематографии. Толстой, Пушкин, Гоголь, Чехов, Островский, Некрасов и другие велике, русские писатели оставались источником творчества для ряда мастеров русского кино. Если полицейские! власти принуждали кинопроизводственников не пока-i зывать в фильмах представителей трудящихся клас-; сов и заниматься выпуском светских или полицейских) драм, то ответственность за это в конечном счете лежала^ не на деятелях киноискусстеа. ,!
В Москве и Петербурге появляются актеры, который своей популярностью начинают соперничать с датскими артистами Псиландером и Астой Нильсен. Выдвигаются и становятся любимцами публики Максимов и Моя* жухин. В 1911 году Мозжухин дебютирует у Ханжон-i цова в чардынииской постановке «Крейцеровой сонаты»»1 и его дальнейшая карьера становится сплошным тр1^' умфом. В эти годы он чаще всего выступает под режиссурой Чардынина, который много снимал Мозжухина*1' сделал его «звездой» фирмы Ханжонкова; кроме тог.°*!
S00