ставятся по преимуществу детективные фильмы фильмы из еврейской жизни. Наконец, один накануне войны был поставлен в Киеве.
Относительно более крупной, чем на Украине, была кинопромышленность в Польше, которая, несмотря на колонизаторскую политику царизма, вполне сохранила национальное самосознание. В 1911 году начали свою производственную деятельность в Варшаве фирмы «Сила» и «Сфинкс». Руководителем «Сфинкса», являв» шегося польским филиалом «Патэ», был режиссер Александр Герц. Впервые успех принес ему фильм «Меер Юзефович», поставленный по известному роману выдающейся польской писательницы Элизы Ожешко. Полный сочувствия к еврейской бедноте, этот фильм демонстрировался не только в Польше и России, но и на многих экранах мира; он пользовался известным успехом в США среди еврейских эмигрантских кругов.
Продукция «Сфинкса» в предвоенные годы была довольно многочисленной. В 1912 году «Сфинкс» вы-' пустил семь фильмов, столько же выпустила и фирма-«Сила». Режиссером большинства этих фильмов был* К. Каминский, кроме него постановкой фильмов зани-' мался Н. Липовский. По-видимому, Каминский н# ограничивался работой в Варшаве, а ставил фильмь£ также и в Риге, где владелец прокатной конторы Мин-тус организовал маленькое кинопроизводство, во главе которого стоял Е. Славинский, ставший впоследствии видным оператором советской кинохроники первых лет революции. Каминский занимался в Варшаве по преимуществу экранизацией мелодрам, главным обра-' зом мрачных и слезливых мелодрам модного в те гоДЦ драматурга Я. Гордина. Кроме того, возможно, он снимал первый комический фильм с участием известного комедийного актера А. Фертнера, В 1913—1914 гоДЬ* производстзо фильмов в Польше перешло к фирмам «Космофильм» и «Сокол», где Каминский также работал режиссером.
В 1914 году Рихард Ордынский поставил в шаве госточную пантомиму «Сумурун». Главную в этой постановке исполняла молодая актриса Б Аполлония Халу йен, родигшаяся в Липно в конце годов и впоследствии получившая широкую извес
302