В 1913 году итальянский критик в отзыве об «Открытой двери» с участием Альберто и Марии Гандини ответил введение совершенно нового приема — «часть вместо целого», в котором отдельные кадры играют роль слов или знаков:
«Героиня нервно набрасывает несколько слов на дистке бумаги и нетерпеливо ожидает кого-то на перроне. Две руки протягиваются к ней, и она страстно бросается в их объятия. По дороге мчится автомобиль, затем на всех парах несется поезд. Быстро сменяются лаконичные, выразительные картины. Мы не видим любовника, похищающего героиню, показаны только его протянутые руки. Автомобиль и поезд промелькнули в одну секунду.
Вот новый шаг в развитии кино, я сказал бы, почти новый стиль. Ни краткость, ни фрагментарность этих сцен не мешают ясности действия. Эти отрывочные образы так понятны, так красноречивы, что лаконичная надпись «похищение» становится излишней и бесполезной ..,»1.
Постановкой этого фильма руководил сам Эрнесто Паскуали. Основатель фирмы, вероятно, наблюдал за фильмами, которые ставили режиссеры Умберто Пара-дизи, Эудженио Перрего (создавший для этой фирмы «Фабиолу»), Ренце Киессе, Убальдо дель Челло и (всего один раз) Луиджи Маджи из «Амброзио». «Последнее свидание» с Альберто Капоцци было в 1913 году одной из крупнейших удач фирмы «Паску ал и»... Однако она продолжала выпускать и исторические фильмы: «Фабиола», «Спартак», «Обрученные» (1913), «Падение Иерусалима», «Сим победиши», «Жанна д'Арк» (1914)2, тогда как новые кинофирмы перешли почти исключительно на современные сюжеты, стараясь за-ьербовать как можно больше кинозвезд.
«Глория» первая подала пример, переманив к себе в 1913 году Марио Казерини, Летицию и Лидию Куа-Ранта, Марио Боннара, Камилло де Ризо, Марию Казерини-Гаслерини, Телемако Руджиери и других «Звезд», работавших в «Амброзио» и «Чинес». «Глория» сДелала очень удачный ход, пригласив Лиду Борелли.
1 Цитируем по книге М. Проло.
1 Последние два фильма поставил Нино Оксилья.
315