прекрасные кадры, использовав в них элементы реч-jjOro пейзажа: лодки, сваи, понтоны. Поэтому можно считать, что произведение Мартольо было проЕозпест-ликом знаменитого «Восхода солнца» Мурнау1. Возможно, что «Тереза Ракен» была слабее, но все же она осталась одним из наиболее значительных произведе-лий итальянской кинематографии того времени»2.
При чтении отзыва Чакконе больше Есего поражает сходство построения этого фильма с картиной, созданной десять лет спустя Жаком Фейдером по тому же роману Золя. Полу реалист-полу натуралист Нин о Мартольо таким образом оказался предшественником не только школы итальянского неореализма, но и современного французского течения, которое долгое вр£мя возглавлял Жак Фейдер...
Конечно, «Затерянные во мраке» и «Тереза Ракен» — это не единичные явления в итальянской кинематографии того периода. Даже в «Кабирии», несмотря на пышность декораций и ярко выраженный стиль д'Аннунцио, конкретное изображение действительности приводит к тому, что пейзажи становятся как бы действующими лицами драмы. Крупный оператор Анджел о Скаленге и в других фильмах часто обнаруживает реалистические тенденции... Если бы сохранились ленты всех старых итальянских фильмов, то мы, возможно, могли бы проследить по ним путь к реализму, более четкий в Италии, чем во Франции. Сейчас же — увы 1 — мы вынуждены ограничиваться лишь гипотезами...
Творчество Мартольо не оказало непосредственного влияния на итальянское киноискусство того времени, где установилось царство «див», а темы нищеты и протеста стали «запретной зоной», тем более что космополитическая клиентура вынуждала кинопромышленников выпускать фильмы с космополитическими сюжетами.
Когда Мартольо заканчивал работу над своим фильмом, начало европейской войны, казалось, способствовало расцвету итальянского кино. Целый год прави-
1 Экранизация романа Германа Зудермана «Поездка в
Гнльзит». — Прим, ред.
2 «Ginema)>, Милан, 15 марта 1949 г.
329