ным и бесформенным... В правильности установления авторства и даты фильма «Дом без окон и дверей» мы не совсем уверены*.
Объявление войны и мобилизация прервали совместную работу Стеллана Рийе с Дитрихом, Вегенером и Галееном. Но содружество трех последних продолжалось.
В 1915 году они втроем сняли в старинных кварталах Праги фильм «Голем»2 по мотивам древней не-мецко-еврейской легенды, впоследствии не раз служившей темой для многочисленных фильмов. Им же кино обязано фильмами «Свадьба Рюбецаля», «Потерянная тень», по мотивам «Петера Шлемиля» Шамиссо, и «Крысолов из Гаммельна», по сказке Гауфа3*
Итак, благодаря работе датского режиссера и влиянию Макса Рейнгардта в немецком кино начинает складываться свой стиль, питающийся мотивами средневековых легенд. Тут и раздвоение личности, и власть рока, и внезапное вторжение волшебных чар, и гибель учеников чародея, которых уничтожают неосторожно вызванные ими темные силы...
Продолжая поиски своей темы, немецкое кино начинает подбирать то здесь, то там кадры собственных
1 Говоря о фильме «Дом без окон и дверей», автор смешивает два разных фильма:
1. «Дом без окон и дверей», поставленный Стелланом Рийе в 1914 году для петербургской фирмы «Танагра» с участием В. Максимова и Инны Чернецкой в студии «Биоскоп». (Фильм с 30 апреля 1915 года демонстрировался в России прокатной конторой Перского под названиями «Таверна сатаны», «Тройка червей», «Под мечом Дамокла» и «Дом без дверей».) См. В. Вишневский, Художественные фильмы дореволюционной России, 1945, стр. 49.
2. «Дом без окон и без дверей», поставленный Фридрихор* Фейером в, 1921 году для берлинской фирмы «Викор» по сценарию Тэа фон Гарбоу с участием Фридриха Фейера, Карла Гёца, Лилли Бреда и других. Поскольку Фридрих Фейер годом раньше играл главную роль в «Кабинете д-ра Калигарй*» нет ничего удивительного, что он слепо подражал знаменитому экспрессионистскому фильму. — Прим. ред.
2 Пауль Вегенер дважды возвращался впоследствии к легенде о Големе: в 1916 г. («Голем и танцовшина») и в 1920 г. («Как Голем пришёл в мир»). Первый вариант «Голема» демонстрировался в России накануне чойны. — Прим. ред.
3 Другие фильмы Стеллана Рийе: «Эрминтрулс», «Очи братеса», поставленный с участием Александра Моисеи.
388