исполнителей. Мы уже упоминали Эриха Поммера, Пауля £егеиера, Генриха Галеека иВернераКраусса. Последний дебютировал в 1915 году в фильме «Сказки Гофмана», поставленном режиссером Рихардом Освальдом, д будущий постановщик «Кабинета доктора Калигари» роберт Вине дебютировал фильмом «Бедная Ееэ», снятым для артистки Евы Морена. В этом фильме второстепенную роль играл юный Эмиль Яннингс, в ту пору уже увлекавшийся кино... Тогда же Рихард Освальд поставил «Историю тихой мельницы» по сценарию Германа Зудермана. И, наконец, «Уньон» начинает выпускать на экран в комических фильмах молодого берлинского актера, тоже прошедшего школу Макса Рейнгардта, — Эрнеста Любича. Любич добивается некоторой популярности, сыграв роль еврейского коммивояжера Абрамовского в комической серии поставленной режиссером Карлом Вильгельмом («Фирма женится», «Гордость фирмы» и др.), и вскоре становится режиссером.
Объявление войны сначала как будто остановило »тот подъем и эту мобилизацию талантов в немецком кино. Но военные действия, ускорившие упадок французского киноискусства, привели, как мы увидим дальше, к обратным результатам в Германии, а именно к удивительному развитию ее кинематографии.
* * *
В Австро-Венгрии первые фильмы были довольно Низкопробны. К 1910 году в столице целомудренных Габсбургов некоторые кинофирмы специализируются на весьма наивных картинах «с раздеванием».
Однако их отнюдь не приходится сбывать подпольно.
"Чтобы предохранить эти «пикантные» фильмы от под-
'Делки, ставилась фабричная марка на видном месте
Декораций, столь же примитивных, сколь наивна была
и первобытная нагота исполнителей.
Накануне сараевского убийства самую бурную деятельность развили в Вене фирмы «Кунстфильм» и «Са-1ца». «Кунстфильм» — перевод французского назЕа-ния «film d'art» («художественный фильм») — специализировалась не столько на экранизации литератугных Произведений, сколько на комических фильмах. Серии
*8 по 389