Зато на границе с габсбургской империей шумно заявила о себе румынская кинопродукция. < В 1914 году в румынском королевстве было 450 кинотеатров на 28 000 мест; они ежегодно потребляли 28 млн, метров кинопленки. Первое место в их программе занимали французские фильмы, затем, довольно сильно отставая, следовали Италия и Америка, которые только недавно завоевали себе место на румынских экранах. В 1912 году рынок был почти полностью монополизирован французскими фирмами: «Гомон» (386 фильмов) и «Эклер» (293).
Кинопредприниматель Леон Попеску открыл в БуДа* пеште маленькую лабораторию, чтобы печатать титры для фильмов. Затем выпустил несколько комических фильмов с участием Нитты Жо, а в 1912 году пред* принял постановку гигантской исторической картины «Независимость Румынии» (1877—1878); в ней должно б*гао быть 3000 метров и, по утверждению рекламы, предполагалось заснять 80 000 статистов. Румынская армия оказала помощь при съемке фильма, который состоял из многочисленных картин:
«Румыния до войны. Мобилизация* Переход через Дунай. Осада Грейвитца. Взятие Грейвитца* Долина слез. Госпитали. Осман Паша в Плевне. После войны» Апофеоз».
Реклама гласила, что фильм поставлен отцом и доном Брецеано, а также Тонцано и Деметриаде; все они принадлежали к труппе будапештского Ко* ролевского театра. Но техническое руководство, вероятнее всего, осуществлял Захаровичи, организовав* Ший в Бухаресте первые киносеансы (1904) во время турне француза Блерио, который путешествовал по Балканам, прежде чем окончательно обосновался в Египте*
Предприниматель Леон Попеску создал вокруг своего фильма шумную рекламу во Франции и в Англии, но ему так и не удалось выпустить его ни на парижские, ни на лондонские экраны. В Центральной Европе фильм демонстрировали не без успеха, но итальянская Цензура запретила его самым бессмысленным образом. Зато фильм показали королевской семье в ее Пелешской резиденции. Король Кароль I, выразив полное удовлетворение, наградил «главного постановщика г-на
393