пает в борьбу с фараоном. Но каждый раз, взмахивая лечом, он чувствует, что кто-то тянет его назад; обернувшись, он видит, что к мечу прикована длинная цепь, которую держит его противник. Чужестранец зовет на помощь рабов, один из них разбивает цепь, злой фараон побежден, а рабы освобождены ...». При всей своей наивной символике этот фильм перекликается со «Стачкой» Зекка, где правосудие примиряет труд и капитал. Если трест и изображается в виде тирана, то вместе с тем указывается, что американские законы направлены против монополий и достаточно принять участие в голосовании, чтобы разбить свои цепи. Трудящиеся «тупы и запуганы», и только благородный политический деятель (вроде Вудро Вильсона) может их спасти... Многосерш ные фильмы характерны для умонастроений той эпохи. Фильм «Взятка» имеет родственные черты с вавилонским эпизодом фильма «Нетерпимость», поставленного в то время Гриффитом.
* * *
Европу охватило такое же безумное увлечение многосерийными фильмами, как и Америку. Патэ немедленно подхватил американскую новинку и в 1915 году начал выпуск первого французского многосерийного фильма в содружестве с газетой «Матэн». Самая крупная французская газета того времени перенесла в Париж чикагские нравы и обычаи херстовской печати1.
1 Газета «Матэн», основанная в 1882 году, долгое время находилась под американским руководством. В 1903 году Филипп Бюно-Варилья, французский консул в Панаме и главный директор компании по строительству Панамского канала, передал зто предприятие американскому правительству. «Он сам поднес мне панамское предприятие на серебряном блюде», — говорил впоследствии президент Теодор Рузвельт. Вернувшись в Париж, Бюно-Варилья в тот же год стал директором «Матэн» и ввел в нее технические усовершенствования и сенсационность, заимствованные им у американцев. Тираж газеты стал быстро расти. В 1907 году он достиг 650 000 экземпляров, в 1914 — 1 млн.; теперь во Франции ее превосходила по тиражу только Шти паризьен» (1 500 000 экземпляров). Жан Сапен, главный администратор «Матэн», был первым адъютантом «французского Херста.» Мы встретим его в следующем томе нашей работы в качестве директора фирмы «Сине-роман», связанной с Патэ.
439