пупие было бы приспособлять выдуманные ими ситуации I- психологии, которая не была бы свойственна исключите uuio французам".
Шарль Патэ дает примеры недопустимых сюжетов: .«дюльтер, девушка, влюбленная в пожилого женатого чпюнека, убийство из ревности, самоубийство, брак без гшласия родителей ...
„Подобных грубых ошибок можно было бы избежать, гс ци бы наши сценаристы и режиссеры пожелали посвящать больше времени чтению англосаксонской литературы".
Затем Патэ дает множество советов актерам, операторам, которым советует шире применять американский план, и, ii.iконец, режиссерам, говоря: „Их задача настолько сложил, что трудно найти такого, кто будет способен взять n.'i себя полностью все тяготы".
Его недоверие к французским творческим киноработникам похоже на то недоверие, которое питали крупные |>;шки к французским кинопромышленникам. В 1903 году .Креди Лионнэ" устами барона Жермена выразил мнение, которое Лизис резюмировал так:
„Во Франции не может быть киноиндустрии; во Франции нет способных людей. За границей есть способные •поди, у нас же их нет. Другими словами, мы — вырож-лающаяся нация"1.
Шарль Патэ говорил своим служащим, что только круп-мый банк может дать ему вздохнуть. „У нас, во Франции, не было, да и не могло быть ничего похожего на крупных американских продюсеров-постановщиков, — говорил он. Франция страна маленькая. Америка —• обширная мсржава. Самое большое, что мы в силах сделать, — это попытаться подражать этому гиганту".
Выводы Патэ явились настоящим ультиматумом, поставленным перед французскими кинемато графи-iтами:
„Возвратившись из Америки, где я с перерывами про-"ыц два первых года войны, в течение которых мог уяснить множество причин слабости французских продюсеров (надо понимать — создателей фильмов. — Ж. С.) в сравнении с и \ американскими собратьями, я невольно забил тревогу.
1 Жорж Садуль, Всеобщая история кино, т. 1, гл. XX.
53