итальянские фильмы. Нам объявляют, что после конца пойпы у нас будут германские картины. Поставщики за-i раничных кинокартин богатеют. А если сценарист хочет заработать на жизнь, он должен обращаться в Италию и Америку. Наши лучшие режиссеры, наши кинозвезды отправляются в те страны, где им больше платят".
Французский бульварный сценический репертуар, который Патэ яростно и справедливо критиковал, находил продюсеров за границей. Что же касается ведущих акте-|нш, то отъезд Макса Линдера (которого Патэ якобы намеревался удержать во Франции, предлагая выгодные \словия) явился как бы символом. Некоторых артистов г международной известностью, которые еще не устроились г. Соединенных Штатах, переманила Италия, так же как и чучших режиссеров.
У крупных французских фирм действительно не было недостатка в средствах. Но административные советы фирм отказывались вкладывать свои доходы в производство картин, предпочитая финансировать другие, более прибыльные отрасли кинопромышленности, и прежде исего импорт иностранных фильмов во Францию и их прокат. Так они способствовали тому, что сами на своем же инутреннем рынке отвращали публику от картин нашего производства.
В письме к Нозьеру Шарль Патэ, предлагая различные средства для ликвидации кризиса французского кино, требовал, чтобы закон вменял владельцам кино вводить р. программы 25% французских фильмов. До 1914 года французские фильмы составляли 80%. Скромные требования Патэ доказывали, что он уже отказался от мысли восстановить после войны крупную французскую кинопромышленность. Колонизация наших экранов Америкой 5ыла для него непреложным фактом. Начиная с 1916 года еженедельные кино программы Патэ были почти исключительно американские.
„Я полагаю, что капиталы, вложенные во французскую кинематографическую промышленность, уже так велики, что вряд ли соответствующим образом окупятся, —• пишет Патэ. — Говорят, что война была причиной упадка нашего кино. Она ускорила его, вот и все. Ибо упадок нашего кино намечался еще до войны, и иначе не могло и быть. И, увы, не только упадок кинопромышленности,
57