Следуя теории „четвертой стены", представляя себе, что зритель наблюдает за персонажами пьесы сквозь воображаемую замочную скважину, Антуан стал требовать от актеров, чтобы они держались и говорили как можно естественнее. Он давал им пример, повертываясь спиной к публике, что вызывало много шума ...
Влияние „Театр Либр" на другие страны поначалу было огромно. В Берлине основался „Фрайе Бюне", в Лондоне — „Индепендент тизтр". Антуана поддерживали в Скандинавских странах, в Соединенных Штатах, в Италии. В 1898 году Станиславский, отец современного русского театра, основавший Художественный театр в Москве вместе с Немировичем-Данченко, брал за образец постановки Антуана для некоторых своих работ1.
Как мы уже видели, во Франции Антуан формировал или сильно повлиял на формирование многих актеров и кинорежиссеров, в частности, фирмы ССАЖЛ. Они были выходцами из „Театр Либр", из театра „Антуан", который он открыл в 1897 году, или из труппы театра „Одеон", которым он руководил в 1906—1913 годах.
На протяжении всей деятельности Антуана его концепции изменялись. Со времен „Театр Либр" он отказался „замкнуться в натурализме" и направился к другим авторам и школам, сохраняя свои принципы постановки. В театре „Одеон" он попытался увлечь самого неблагодарного зрителя Парижа, но ему это не удалось, и он разорился. Ему пришлось пойти на уступки и перестать быть „открывателем талантов", каким он был в „Театр Либр". Он направил больше усилий на постановку, а не на сами пьесы, которые принимал к постановке. „Отныне фальшивые персонажи действуют среди правдивых декораций", — писал Золя в 1880 году. Возвращаясь к старому репертуару, Антуан сделал ошибку, он стал менее требовательным к игре своих актеров, которым позволял впадать в
1, .Станиславекий . .. заменил рисованные декорации настоящими жилыми комнатами, настоящими жилыми домами с настоящими окнами, дверями и паркетом... Он стал пользоваться такой мебелью, какой ее находят в жизни ... Он располагал . .. спинки стульев . . . повернутыми к зрителям, и те могли себе представить четвертую стену... Из папье-маше приготовили ,,грязь" для „Власти тьмы" по Толстому*' (Николай Евреинов, История русского театра, Париж, 1947).
120