теми тенденциями, которые доминировали в фирме „Трай-
энгл".
„1916 год, — писал Терри Ремси, — был годом второй избирательной кампании президента Вильсона. Изучив политическую ситуацию этой эпохи и учитывая, что Уильям Кохрейн1 был шефом прессы в „Демократическом национальном комитете" (поддерживавшей кандидатуру президента демократической партии Вильсона. — Ж. С.), можно понять, что фильм „Цивилизация" с показом ужасов войны мог иметь большое влияние на победу Вильсона. Фильм воплотил лозунг „Он нас предохранит от войны", благодаря которому Вильсон и был переизбран.
Но „Цивилизация" была поставлена не столько для пропаганды Вильсона, сколько для того, чтобы „сделать деньги". И денег за него было получено много. В анонсе говорилось, что эта постановка обошлась в миллион долларов, в действительности же фильм обошелся приблизительно в 100 тыс. долл., а принес Томасу Инсу 800 тыс.2.
Пацифизм и защита нейтралитета характерны почти для всех американских фильмов, поставленных в течение двух первых военных лет. Льюис Джекобе приводит в пример весьма характерный сценарий фильма „Нейтралитет": два американца, выходцы из Германии и Франции, остаются друзьями вопреки конфликту, разделившему их страны. Прежде всего они — американцы.
„Яростные нападки на войну, — прибавляет Льюис Джекобе, — были в духе общественного мнения. В кинокартинах той эпохи без устали разоблачались все ужасы войны, разрушения, трагедии.
„Цивилизация", носящая подзаголовок „Возвратившийся", была одним из самых выдающихся фильмов эпохи; Томас Инс проповедовал мир в стиле, характерном для вильсоновского идеализма3.
В его фильме дух Христа, спустившись на землю, воплотился в рослого солдата, которого оскорбляли и притесняли за то, что он хотел водворить мир на земле; в конце
1 Вероятно, родственник Роберта Кохрейна, главного помощника Карла Лемла в „Юниверселе".
2 „Миллион и одна ночь", стр. 728.
2 В СССР „Цивилизация" демонстрировалась в 1923 году под названием ,,Их гибель". — Прим. ред.