ские рассуждения, звучащие чисто демагогически в Соединенных Штатах, приняли бы во Франции такой оттенок, который не вызвал бы одобрения у большинства населения.
Поэтому был выпущен новый вариант „Цивилизации"— фильм больше не служил вильсоновскому пацифизму, а только лишь французскому шовинизму. В печати отмечалось, что фильм поддерживает интересы союзников и что порукой этому служит то, что его показывали президенту Вильсону в июне 1916 года.
Политическая кампания, продвигавшая „Цивилизацию", утверждала также, что фильм великолепно поставлен. Об этом свидетельствует следующая рекламная заметка:
„Известно, что публике нравятся пышно поставленные фильмы. В этом отношении „Цивилизация" ни с чем не сравнима, сюжет ее — борьба между варварством (воплощенным в лице вероломного императора, его царедворцев-рабов) и цивилизацией, которую защищает остальное население мира.
Этот пророческий фильм сделал больше для дела союзников в Америке и нейтральных странах, чем самая настойчивая пропаганда. Он поставлен так блистательно, так неумолимо логичен, полон волнующего и глубокого реализма, что его нельзя смотреть, не содрогаясь от ненависти и отвращения к тем, кто несет ответственность за все ужасы войны.
Томас Инс — величайший американский кинорежиссер. Его фильмы „Пегги" и „Дезертир" подтверждают мнение, создавшееся о нем во Франции. Но „Цивилизация" — его основной шедевр. Президент Вильсон, которого мы видим в фильме поздравляющим Инса с его произведением, дал картине высокую и справедливую 'оценку, опубликованную в печати.
„Цивилизация" в продолжение года шла в „Критерио-не" — самом вместительном кинотеатре Нью-Йорка. Премьеры этого фильма повсюду проходили триумфально, он побил рекорд и по количеству представлений и по сборам. Постановка „Цивилизации" действительно стоила миллион долларов; когда видишь фильм, этому не удивляешься. Каждая надпись оформлена как картина, а каждый эпизод — это великолепное зрелище, проникнутое
138