Клондайка", кабаре в фильме „Кабачок „Волчий след"1, мертвый ребенок в фильме „Те, что платят", выстрел в финале фильма „Сестра шестерых".
Это не просто психологические детали, стоящие в одном ряду с деталями зрительными. Это и то и другое, это нечто значительное, полное вдохновения, — это сама поэзия. Инс — поэт... Хотя Инс и не пишет александрийским стихом".
Вообще Деллюк предпочитал Томаса Инса (или, точнее, его студию), даже когда увидел „Сломанные побеги'* и (с большим опозданием) „Рождение нации". В 1921 году он писал по поводу нового фильма Дугласа Фербенкса:
„Вот фильм, сделанный в прежней манере Томаса Инса до воцарения мудрствований и махинаций Гриффита. Фильм нас вводит в ту несравненную эпоху, когда демонстрировались „Ариец", „Сестра шестерых". С той поры стали мудрить ... *'
Леон Муссинак, оттеняя мысль своего друга Луи Дел-люка, более близок к современной точке зрения на Томаса Инса; вот что он пишет в своей книге „Рождение кино":
„Нельзя не признать, что Томас Инс является первым поэтом экрана. Он принес туда удивительный порыв, мощный пафос в самых мельчайших деталях, глубоко волнующий лиризм, заставлявший забывать о не слишком совершенном „ремесле".
В фильмах Томаса Инса нашли столько чувства, выраженного в чрезвычайно тонких оттенках (как позже в фильмах шведов или немцев.—Ж. С), та кой исключительный лиризм, захватывающий непосредственной силой воздействия, что у всех невольно вырвался крик восторга. Еще не было полного понимания, но уже начинали понимать. Этот мастер подготовил нас к восприятию Гриффита. Он был озабочен внесением в свои картины морального содержания2, столь характерного для американской лите-
1 Фильм демонстрировался во Франции; он приписывался Томасу Инсу, однако даже ие был снят в его студии. Статья Деллюка, опубликованная в 1918 году в журнале ,,Фильм", была перепечатана в „Фотогении", где она датирована маем 1920 года.
* мЕго идеализм удивляет так же, как возвышенная философия президента Вильсона", — писал в своей своеобразной манере Деллюк (,,Пари-миди", 20 января 1919 г.).
149