мию матери. Когда мне было восемь лет, я ей обещал не
нить..."
Этот американец-здоровяк, спортсмен был бы типичен до карикатурности, если бы Анита Лус не внесла небольшой поправки в виде юмора, которым и окрашены подвиги сего „супермена". „Пучеглазый морячок'* в мультфильмах Дэйва Флейшера, перед тем как проглотить порцию консервированного шпината, который превращает его в чело-иека-торпеду, начинает с того, что сам устраивает себе пзбучку. Так же и Дуглас — вначале он выглядит простачком, он застенчив, неуклюж, но его неловкость завоевывает симпатии. Показ всего комплекса несуразностей служит для того, чтобы потом показать весь комплекс превосходных качеств. Персонаж, характерный для нации, которая в начале XX века вышла в ряд крупнейших держав, но еще не достигла промышленного и финансового расцвета и все не решалась состязаться со своей кузиной — Англией за мировое господство.
Союзная Европа встретила фильмы Фербенкса с необыкновенным восторгом — и широкая публика и самые взыскательные критики, Леон Муссинак сделал глубокий анализ этого стопроцентно американского „типажа".
„Характерные типы американских фильмов — это своего рода трамплин для толпы, с помощью которого она переносится в сферу своих бессознательных стремлений. Преследование, прыжок над пропастью — это тот порыв вихря, которым она жаждет быть и уже чувствует себя до некоторой степени унесенной.
„Безумие Манхеттена" открыло изумительную жизнь, перенесенную на экран, жизнь, соответствующую скорости нашей мысли, головокружительной быстроте телеграммы и стенограммы, лихорадочному темпу нашего времени, беспорядочная толкотня, но не настолько, однако, беспорядочная, чтобы мы не могли схватить ее настоящий смысл, ощутить ее скрытую гармоничность.
Для кого же не ясно, что Дуглас Фербенкс владеет особой, оригинальной, порой потрясающей передачей жизни, которая не столько опустошает, сколько возбуждает нас —до такой степени мы чувствуем ее насыщенность Подрой энергией, до такой степени ее напряжение заражает imc? Так, несмотря на очевидную неправдоподобность и изумительную кинематографическую пластичность, изо-
U 2036 - 161