Фильмы Мозжухина являлись как бы апогеем этого течения. Предоставим еще раз ему слово:
„Появился человек большого дарования. Александру Волкову, который был то переводчиком титров, то сценаристом, то актером, Тиман поручил руководство киностудиями в Ялте. Римский поставил „Чем ночь темнее, тем ярче звезды"1, в которой он играл вместе с Орловой. Это была история человека, ослепившего себя добровольно, чтобы не видеть любимую женщину, обезображенную по воле несчастного случая. „Шквал" еще драматичнее. Муж уходит от жены к невесте сына. Девушка принимает яд, а жених пускает пулю в лоб. Фильм заканчивался тем, что родители смотрят на два гроба.
Таковы были фильмы той поры, когда вспыхивали трагические зарницы войны и революции.
Я снимался в одном из своих самых значительных фильмов — в „Danse macabre'*;2 сценарий написал я, а Волков снимал. Это была история дирижера; он галлюцинирует и сходит с ума во время исполнения „Danse macabre" Сен-Санса. „Кулисы экрана" — мой сценарий, постановка Волкова, в роли Мозжухина — Мозжухин, в роли Лисенко — Лисенко. Картина не лишена оригинальности. Затем вышел фильм, пользовавшийся большим у сие-хом, — „Сатана ликующий", созданный Волковым, Протазановыми мной. Сценарий походил на „Пылающий костер", но был драматичнее".
Творческая индивидуальность талантливого актера Мозжухина только растрачивалась во всех этих „нервозных, откровенных до жестокости", а на самом деле нелепых и фальшивых драмах.
Вот имена других актеров, которые в те времена пользовались большим успехом у публики: Максимов, Лисенко, Ольга Гзовская, Гайдаров и, в особенности, Вера Холодная.
Вера Холодная дебютировала в кино в маленькой роли в картине „Анна Каренина", поставленной в 1914 году Гардиным. Бауэр к 1915—1916 годам воспитал из нее известную актрису, которая приобрела особенно большую известность в 1917 году, снимаясь в фильмах Чардынина.
1 фильм был поставлен Г. Азагаровым. В. Орлова в нем не играла. — Прим. ред.
2 Фильм ставил Я. Протазанов по сценарию О. Блажевич. — Прим. ред.
172