Вполне понятно, что Гриффит поручал съемку каждой сцены „Вавилонского эпизода", в которой много подобных кадров, большому числу операторов; они одновременно вели съемки всех уголков огромного „дворца" и могли таким образом снимать в разных ракурсах, а также и в разном темпе. Такой метод работы позволил Гриффиту располагать сырым монтажным материалом, податливым и разнообразным, что не дало значительного увеличения расходов по „Вавилонскому эпизоду".
Рекламирование этого исполинского фильма было под стать его „вавилонским" декорациям. Сеймур Стерн пишет по этому поводу:
„В конце августа 1916 года нью-йоркская пресса опубликовала размером в полстраницы анонсы о предстоящей премьере „Нетерпимости", которая была названа „колоссальным спектаклем, блистательным зрелищем эпохи".
Зрители, привлеченные рекламой и статьей, сообщающей, что новый фильм Гриффита значительнее и лучше „Рождения нации", вечером в пятницу 5 сентября 1916 года толпами устремились в „Либерти тиэтр", в кинозал, где „Рождение нации" с успехом продержалось более 10 месяцев.
На премьеру пришли сотни знаменитых деятелей искусства, работников театра и кино ... Квартал, где находилось здание „Либерти", окружили тысячные толпы зрителей и фанатиков — трудно было попасть в зал.
Ввиду такого наплыва людей сеанс, который должен был начаться из-за большой длины картины в 8 часов вместо 8 часов 30 ми нут — времени обычного начала демонстрации кинокартин, — не мог начаться раньше 9 часов. Во время показа фильма делалось два антракта: один — после пролога, другой —- до развязки четырех историй; таким образом, демонстрация картины окончилась только в час ночи. Проецирование оригинальной копии потребовало 3 часа 35 минут.
.. .За первый месяц сборы, полученные от „Нетерпимости", побили рекорд четырехнедельных сборов „Рождения нации" в этом же театре".
В Англии (Великобритания явилась самым крупным кинорынком после Америки) демонстрации „Нетерпимости" в театре „Дрюри Лейн" предшествовала богатая реклама. Премьера была 7 апреля 1917 года; предваритель-
196