официальные извещения о коммерческих затруднениях „Трайэнгла" в те дни, когда „Нетерпимость" сошла с нью-йоркских экранов. Добавляли, что дело взял в свои руки некий Дэви с, а деньги в предприятие вносит Сприклер, „король сахарной промышленности". Но в июне 1917 года „Трайэнгл" прекратил производство1.
1 „Трайэнгл", как мы упоминали, финансировался Рокфеллерами. Вот что мы читаем в работе Даниэля Герена,, Куда идет американский народ?'* (Париж, 1950):
„Когда в 1913 году шахтеры „Колорадо фьюленд-айрон" — одного из предприятий Рокфеллера — были зверски расстреляны наемниками магната в Людлове, Джон Д. Рокфеллер-младший должен был предстать перед Комиссией расследования конгресса". Дело в Людлове — поразительная аналогия с кровавой стачкой, которой Гриффит начинает современный эпизод. Может быть, это одно и то же дело. Очевидно, эпизод заснят в 1914 году, до того как был при поддержке Рокфеллеров основан ,,Трайэнгл".
Во всяком случае, дух картины Гриффита, показ кровавой стачки были такими, что уоллстритовцы впредь вряд ли разрешили бы режиссерам идти свободным творческим путем.
Большинство крупных режиссеров „Трайэнгла" перешло со своими сотрудниками в ,,Парамаунт Арткрафт", финансируемый банками Моргана и Куна-Леба.
Гриффит, как всегда с легкостью менявший воззрения, кидался из стороны в сторону из-за своей неустойчивости. Обвиненный в нетерпимости после „Рождения нации", он сейчас же создал гигантский фильм — обвинение против нетерпимости. Обвиненный в пацифизме после,, Нетерпимости", ои немедленно отправился в Англию и Францию для постановки большого военного фильма „Сердца мира**, где царил самый ярый шовинизм. Позже в фильме „Величайший вопрос в жизни" он показал, как обнимаются два солдата — белый и черный, — примиренные войной и „священным союзом".
14* - 25