британии быстро принесли плоды. Периоду „ведения дел, несмотря ни на что, как всегда" пришел на смену период „нации в одежде цвета хаки".
Некоторые затруднения, возникшие в 1916 году, продолжались, однако, и в 1917 и усугублялись затруднениями экноми чески ми.
„То, что страна увидела в 1917 году,—пишет Британская энциклопедия, — лежало, конечно, в природе самой войны. Это был необычный год. Города из-за авиационных налетов и недостатка угля с наступлением вечера погружались в полную темноту. На продукты питания карточек еще не было, но многие товары отсутствовали вследствие правительственного контроля за распределением и ценами. В ресторанах была введена порционная система. Алкогольные напитки строго контролировались в промышленных пунктах, выполнявших военные заказы. Несмотря на все, денег тратили очень много и лихорадочно развлекались. Огромные правительственные заказы значительно усилили денежное обращение; этому способствовала также высокая заработная плата в промышленности и в армии и договоры на снабжение, С другой стороны, тяжелая работа оправдывала стремления к самым бурным развлечениям. Так, в трагической Англии рестораны, дансинги, театры посещались чаще, чем когда-либо прежде... Сотни, и сотни тысяч жителей получали денег больше, чем они могли прежде мечтать".
В эти тяжелые времена американское кино начало неистовое наступление на британские экраны, развязав сражение за „блок букинг". Напомним, что „блок букинг" (оптовая продажа фильмов партиями) — коммерческий прием, благодаря которому театр овладел ец, желающий обеспечить свой театр коммерчески выгодным фильмом, принужден был заключить длительный контракт с кинопрокатной фирмой, представляя ей исключительное право снабжать его театр только своими фильмами1. Мощное наступление по системе „блок букинг" вел „Трайэнгл". Сильная киноорганизация, поддерживаемая „Стандард ойл" и Рокфел-
1 ,,Эссеней" был в 1915 году одной из первых американских фирм, внедривших „блок букинг" в Великобритании благодаря успеху чаплинских фильмов. В 1914—1915 годах фильмы „свободного рынка" продавались по цене от 6648 до 4790, тогда как по „блок букингу" они шли по 400—650 (Р э ч е л Л о у, т. III).
216