усилия таких кинодеятелей, как Томас Бентли, Морис Элви, Брембл или молодой режиссер Андриан Брюнел, дебютировавший как постановщик кинокомедий? .. Но заслужило ли признания хоть одно из этих имен за границей?
* * *
В период с 1914 по 1920 год британская кинематография не могла противостоять заграничной, но зато возникло несколько ее ответвлений.
В 1917—1918 годы две кинофирмы перебазировались в Южную Африку. Гаролд Шоу, основав „Африкэн филм лимитед", снял картину „Завоевание континента", затем „Символ одной жертвы" (1918), рассказывающую о смерти сына Наполеона III во время войны против зулусов. Лесли Люкок в 1918—1920 годах предпринял постановку еще более значительных фильмов — „Бич границы", „Роза Родезии5' и, наконец, „Копи царя Соломона"; два последних фильма — экранизация романов сэра Райдера Хаггара. В распоряжении режиссера этих фильмов (очевидно, это был Аллен Куотермейн1) была довольно посредственная европейская труппа, но он широко использовал местные возможности: пейзажи, живописные виды, лошадей и, как сделал это в Океании Гастон Мельес, снимал не профессионалов актеров, а местных жителей, зулусских вождей — Кентани и Юми.
Еще одно кинопроизводство организовалось в Индии. После войны основали (вернее, собирались основать) общество „Бритиш энд ориентел филм лимитед" с капиталом в 600 тыс. фунтов стерлингов, чтобы производить и распространять английские и индийские „боевики". Со своей стороны, теософы основали общество „Ист энд Уэст филм", которое собиралось поставить „Жизнь Будды1'.
Киноискусство стало развиваться в Индии с 1906 года, когда первый „биоскоп" (так называлось в ту пору кино) демонстрировал фильмы на открытом воздухе в Бомбее. Новый вид зрелища стал быстро развиваться,
1 Аллен Куотермейн не режиссер, а персонаж романа Райдера Хаггара. — Прим. ред.
229