Глава XXIX
РУССКОЕ КИНО ПРИ КЕРЕНСКОМ (Февраль—октябрь 1917 г.)
В феврале 1917 года на афишах, расклеенных по стенам царской столицы, можно было видеть, как джентльмены с романтической внешностью душат роковых блондинок, а темноволосые женщины-вампиры, подражательницы Ас-ты Нильсен, бросают загадочные взгляды сквозь тенета ядовитых пауков. Печать пестрела названиями последних кинобоевиков: „Слаще я д а", „В лапах Желтого дьявол а", „Если хочешь цепей и насилий, то п о л ю б и", „Дама под черной вуаль ю", „Что наша жизнь? Игра!", „Молчите, проклятые струн ьГ1. Анонсировалась премьера императорского Александринского театра — „Маскарад" в постановке Вс. Мейерхольда.
А на улицах в звуки „Марсельезы" вторгался „Интернационал" и повсюду появлялись красные знамена. Царь призвал войска стрелять в народ, но они братались с ним. Февральская революция началась. Царь в своей новгородской ставке, что ни час, узнавал о переходе все новых и новых военных частей на сторону восставших. Пока движение докатилось до Москвы, в Петербурге 27 февраля возникли Советы. 2 марта последний Романов отрекся от престола, уступив его своему брату великому князю Михаилу, который не процарствовал и двух суток. Россия перестала быть монархией.
Деятели кинематографии быстро откликнулись на политические события. 3 (16) марта 1917 года Всероссийское общество владельцев кинотеатров созвало общее собрание московских кинодеятелей под лозунгом всемерной поддержки Временного правительства. Кинопредприниматели,
1 Работа Джей Лейды о русском кино навела нас на мысль сопоставить революционные события с нелепыми названиями русских фильмов той эпохи.
297