го... Мы не смели бы мечтать о стодьком ... Чарли Чаплин — шекспировский актер ..."
Правда, „На плечо!" превосходит своей смелостью „Собачью жизнь". Смелостью, выраженной с чудесной сдержанностью. Сдержанностью, умышленно подчеркнутой Ча-плином в фильме с таким в те годы опасным сюжетом — фильм был выпущен во время войны, за месяц до перемирия. Но Чаплин во всем и всегда соблюдает чувство меры и как бы делает его устоем своей жизни, законом своего творчества.
„Я больше всего остерегаюсь, — пишет он, — преувеличения или чересчур большого нажима на отдельные детали. Так же легко убить смех преувеличением, как и всяким другим способом...
Очень важно сдерживать себя не только актеру, но и кому угодно. Сдерживать свой темперамент, свои желания и все другое в себе необходимо".
Пуританская черточка проскальзывает в последних словах, в них заключена и невольная ирония. Чаплин себя „сдерживает", по всей вероятности, больше, чем кто-либо в Голливуде, но он не отказывается от радостей жизни и не проявляет пуританского лицемерия.
Сдержанность и чувство меры создают величие Чаплина. Как все великие классики, он всегда верен правде жизни. Иногда в его картинах подразумевается больше, чем сказано. Удивительно, что „подразумеваемое" в картинах Чаплина никогда не превращается в намек, но всегда понятно всем.
Ту же сдержанность, которая присуща его фильмам и созданному им персонажу, он советует воспринять своим сотрудникам: оператору, осветителю, декораторам, актерам. „Не играйте!" — его излюбленное выражение во время репетиций. Он хочет, „чтобы каждый был „как в жизни". Это не исключает ни мастерства актера, ни средств выразительности, но предполагает безусловное чувство меры.
Итак, сдержанность господствуете фильме „На плечо!" Деллюк это хорошо знал, когда писал:
„Страдания американского солдатика ... исследованы без романтизма и проповедей. В иронии больше силы, чем в проповеди. А юмор — это своего рода чудо, которое включает в себя и иронию и много других вещей.
21* - 2 - 323