Глава XXXI
ИТАЛЬЯНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ В' ГОДЫ УПАДКА
(1915—1920)
Когда итальянские кинопостановщики обратились к темам из жизни светского общества, представители части римской, миланской и туринской аристократии заинтересовались кинематографией и снабдили ее капиталами, актерами и статистами. Герцог Карачола Д'Аквана написал сценарий фильма „Величие и падение"1:
„В наше время любой человек, стоящий на последней ступени общественной лестницы, может претендовать на высокое положение. Брошенный в схватку, он быстро учится преодолевать препятствия, а необходимость заставляет его предельно развивать свои способности.
В отличие от него человек праздный, воспитанный в роскоши, совсем по-иному представляет себе борьбу за существование; в фильме ее ведет последний и благородный представитель древнего рода Виейо. Материальные невзгоды осложняются любовными терзаниями; человек чувствует, что стареет и что от него все ускользает.
Став киноактером, герцог де Виейо влюбился в молодую актрису; перед выходом на сцену он узнает, что она ему изменила. Сначала он сдерживает себя, потом теряет самообладание. Ярость сильней его, и, рассвирепев, как раненый лев, он выхватывает шпагу и пронзает неверную..."
Для француза 1913 года душещипательная романизированная автобиография синьора герцога Карачолы Д'Акваны представляется историей эпохи „блеска и нищеты куртизанок".
Италия 1913 года немногим отличалась от луи-филип-повской Франции. Еще в 1901 году страна насчитывала
1 Фильм ФАИ, выпуск 1913 года; роли исполняли Этторе Берти, Гвидо и Мариа Бриньоне,