Главный конкурент общества Стаффа де Рио был агентом „Нордиска" и „Италы". Большая часть программ состояла из французских и американских фильмов, на втором месте стояли итальянские и датские ...
Годом позднее Гектор де Су за писал в „Сине-журнале" о положении бразильского кинопроката:
„За исключением нескольких больших городов, нигде нет театров, достойных этого названия. Вот почему бразильский народ, живой, любознательный, восторженный, увлекся кинематографом — это развлечение в его характере. Итак, никакого соперничества между театром и кино. В таких больших городах, как Рио и Сао-Пауло, есть первоклассные кинозалы, переполненные богатой, элегантной публикой, кинематографы есть также почти во всех менее значительных городах и во множестве деревень по берегам океана в районе Амазонки"1.
Сао-Пауло, главный центр кинопроката, был в 1915 году городом, где вышел первый бразильский фильм „Неведение" режиссера Капелларо.
# * *
В Аргентине кинопрокат развивался тоже стремительно; первая аргентинская картина была поставлена итальянцем Марио Галло в 1908 году2; это мелодрама („Расстрел Доррего"), в основе которой лежит эпизод из гражданской войны I860 года; ее постановщик, бывший ресторанный тапер, снял несколько картин. Первый фильм пользовался таким успехом, что кинопрокатчик Хулио Альсина выпустил три фильма по сюжетам, взятым из историиБразилии3,а под руководством Марио Галло — режиссера, сценариста, оператора, декоратора — снимались картины в патриотическом духе: „Камилла ОТорман", „Хуан Морейра", „Низина" („Tierra baja"), „Битва при Майпо", „Сражение
1 Цитировано Лапьером.
2 Первые фильмы демонстрировались в Бразилии в 1896 году, а в 1898 француз Анри Лепаж снял в Буэнос-Айресе для Гомона первые картины. Тогда же Лепаж, компаньон Пи и Глюкмана, снял документальный фильм, предназначенный для бразильского военного флота.
8 „Авелиио Виамонте", ,,Факуидо Квирога", „Трагедия пятидесятых годов".
368