Колоссальные прибыли, полученные от войны без участия в ней, усилили „пацифизм" некоторых американских промышленников и банкиров, которые, как всегда, хотели загребать жар чужими руками и осуществлять твердую панамериканскую и паназиатскую политику.
Такое стремление особенно наглядно продемонстрировал Генри Форд— владелец автомобильного завода в Детройте, предпринявший в 1915 году нашумевший крестовый поход за мир1, который привел его в Норвегию. И мы видели, как финансовые круги, поддерживавшие фирму „Трайэнгл", поощряли пацифизм в некоторых кинокартинах, например в „Цивилизации" и „Нетерпимости".
Сторонники такого „изоляционизма" считали естественным и обычным делом вооруженное иди невооруженное вмешательство США в дела Латинской Америки. Больше всего славе Дугласа Фербенкса послужила последняя кинокартина производства „Трайэнгла" — „Американец", где он с присущим ему благодушием подавляет вооруженное восстание в Южной Америке. Еще в 1915 году Дуглас в фильме „Ягненок", который принес первый большой успех фирме „Трайэнгл", вразумлял мексиканских революционеров. Знаменательно, что „Ягненок" вышел в свет за несколько месяцев до военного рейда по мексиканской земле, совершенного генералом Першингом против партизан Панчо Вильи. В картинах других фирм вмешательство интервентов носило уже более явный характер, свидетельство тому — фильм выпуска фирмы „Любин" „Восстание" (1916):
„Американский флот получил приказ подавить восстание, только что вспыхнувшее в Южной Америке. Экспедицией командует лейтенант Хеббард ... Все революционеры уничтожены бомбардировкой, город превращен в громадный пылающий костер__"
Если доктрина Монро разрешает подобные вмешательства в американские дела, то тем более она не запрещает „изоляционистам" обратиться к Тихому океану. Среди фильмов, которые ставятся под художественным руководством Гриффита в „Трайэнгле" (в то время, когда он начинает готовить „Нетерпимость"), „Летающая торпеда" с участием Бесси Лав и Джона Эмерсона рисует вторже-
1 На специальном „Корабле Мира". — Прим. ред. 372