„Родина" не сходила с экранов. Но после письма Вильсона Херст все же решился превратить Японию и Мексику в весьма неопределенные восточные державы1.
Однако не все общественное мнение США 1914—1916 годов разделяло пацифистские или изоляционистские взгляды. Бывший президент Соединенных Штатов, участник войны на Кубе, Теодор Рузвельт вел активную кампанию за посылку войск в Европу. Он решил использовать средства кино и вошел в переговоры с англичанином Стюартом Блэктоном из фирмы „Вайтаграф".
В 1915 году Стюарт Блэктон сам предпринял постановку фильма „Боевой клич мира". Позже, в 1929 году, Блэктон публично объявил во время конференции (цитируется в книге Льюиса Джекобса):
„Боевой клич мира" пропагандировал вступление Соединенных Штатов в войну. Правительство встретило фильм враждебно, так как в это время Вильсон опирался на сторонников нейтралитета и мира, твердивших, что американцы слишком благородны, чтобы воевать. Но, вопреки всем этим препятствиям, „Боевой клич мира" прозвучал как призыв к оружию. Кинокартина была подготовлена в тесном сотрудничестве с Теодором Рузвельтом. Он был тогда моим соседом — мы жили в Ойстэр Бэй, близ Нью-Йорка ... и нас связывала большая дружба. Мы вместе разрабатывали идею этого великолепного фильма. Главная роль принадлежала Армии, Флоту, Церкви и Государству ... И Рузвельт мне сказал: „Чего еще желать,
когда имеешь Армию, Флот, Церковь и Государство!"__
Тем не менее сам Рузвельт не снимался в фильме".
Норма Толмэдж была „звездой" этого явно антигерманского фильма. Его тема — „Вторжение в Соединенные Штаты" (так он назывался во Франции). Французский финансист Октав Онбер, который видел фильм Блэктона в Соединенных Штатах в канун вступления Америки в
1 Нам неизвестна дата выпуска в Америке многосерийного фильма с аналогичными тенденциями „Объятие спрута", который во Франции вышел около 1921 года. Андре Бретон так резюмирует в „Nadja" (38—39) последний эпизод фильма (с участием Бена Уилсона и Невы Гербер): „Один китаец, который нашел средство множиться, наводняет Нью-Йорк несколькими миллионами экземпляров самого себя. Он входит в сопровождении самого себя и самого себя в кабинет президента Вильсона, который снимает
пенсне . . ."
376