фильмов и которые пытались в Америке подражать им. Его излюбленной „звездой" была Долорес Казинелли, но он снял несколько фильмов и с участием Риты Жолли-ве („Спасение Лузитании" и другие). Леоне Перре был „самым неровным из франко-американских мастеров" (Деллюк), и творчество его мало запоминается, ибо в его картинах обычно слишком много грубых эффектов и дурного вкуса. Эмиль Шотар заслуживает место непосредственно за Турнером и Капеллани. Благодаря своему опыту и уму этот пионер французского кино в Америке занял такое место, что несколько крупных знаменитостей захотели сниматься в его картинах — Норма Толмэдж в фильме „Мак", Лина Кавальери в „Вечной искусительнице", Алиса Бреди („Женщина-супруга"), Клара Кимбэлл Янг („Марионетки"). Под влиянием Шотара у режиссеров „Парамаунта" появился вкус к роскошным и в то же время изысканным постановкам1.
„Звезды" затмевали Шотара. Одно из зол рождающегося Голливуда заключалось в том, что „звездам" отводилось там все большее и большее место. В 1917—1918 годах Инс и Гриффит уже не считались больше самыми выдающимися деятелями американского кино. Постановщиков вытесняли актеры, и в первую очередь Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд. Постановщик склонен стать послушным и верным слугой кинозвезды. В системе „звезд" кроется, например, глубокая причина слабости Мориса Турнера.
В крахе „Трайэнгла" в 1917 году и в его поглощении „Парамаунтом" сказалась замена „системы режиссеров" (Инс—Гриффит—Сеннетт) „системой звезд" — системой современного американского кино.
Острый ум позволил Турнеру понять опасность еще в 1921 году, когда он заявил Роберу Флоре:
„Антуан —■ мой учитель и друг — имел обыкновение говорить, что „звезды — смерть пьесы". То, что примени-
1 „Парамаунт" пользовался услугами французских операторов, в частности Жоржа Бенуа {который за съемки Мэй Марш считался одним из лучших операторов, работавших в Америке), Макса Дюйо-на, Поля Барлаттье, Люсьена Андрио (брат „звезды" и оператор Леонса Перре), Рене Гиссара (оператор Алена Дузна в некоторых фильмах Фербенкса), Марселя Ле Пикара, Л. Тэнги, Жозефа Мон-терана, Жоржа Ризара и других. Постоянным оператором Эмиля Шотара был Ж- Бизюэль.
396