Характерно, что в этом фильме мертвые встают не для того, чтобы вновь пойти на фронт, а чтобы потребовать отчета у тыла...
В последние недели Вердена международная конференция в Кинтале продолжала дело Циммервальда. Три французских депутата — участники конференции, происходившей в Швейцарии, — отказались голосовать за военные кредиты и выступали с кинтальскими лозунгами с трибуны палаты... Во Франции началось брожение, и президент Пуанкаре отметил в своем личном дневнике:
„4 ноября 1916 года. Повсюду, в парижском народе и в палатах, царит волнение. „Пораженцы" всюду добиваются успеха. Возникают забастовки... В воздухе носятся подозрительные миазмы.. "х
В августе 1916 года „Эвр", руководимый демагогом Поставом Тери, напечатал „Огонь, Дневник одного взвода" Анри Барбюса, который добровольцем провел всю войну в окопах как простой солдат. Вскоре, выпущенный книгой, роман получил Гонкуровскую премию и быстро разошелся более чем в ста тысячах экземпляров. Впервые со страниц книги Анри Барбюса раздался голос настоящего „пуалю", голос его звучал совсем не так, как в шовинистических речах; „Огонь" приветствовал Карла Либ-кнехта, заточенного в Германии за антимилитаристскую деятельность, разоблачал ужасы бойни, призывал к борьбе против войны... Эта великая книга стала событием, далеко шагнувшим за пределы литературы. Она оказала глубокое влияние на Абеля Ганса, который к фильму „Я обвиняю" поставил три эпиграфа, взятых из произведений латинского поэта Горация и Анри Барбюса__
Почти все изобличительные кадры, рисующие ужасы войны в его фильме, созданы под прямым воздействием „Огня**, так как сам Абель Ганс не бывал в окопах.
Не один Барбюс среди интеллигентов сделал свой выбор. Ромена Роллана, который жил тогда в Швейцарии, еще раньше, чем Барбюса, публично объявили „предателем", хотя повсюду тайно восхищались его смелой книгой „Над схваткой", опубликованной в 1915 году. Под эгидой Роллана журнал „Завтра" в Швейцарии
хРаймон Пуанкаре, Тревожный год. 412