имя в „Нэшнл сити бэнке" был открыт кредит в миллион долларов. Чибрарио оказался мошенником и присвоил положенные на его имя суммы, а американский суд отказался взыскать с него деньги.
Вскоре вокруг Советской России сомкнулось кольцо блокады. Через границу не проникали никакие товары. Почти полное отсутствие пленки привело к резкому сокращению производства фильмов в течение всего периода гражданской войны.
Но пока выпуск кинопродукции все еще продолжался. И в январе 1918 года фирма „Нептун*' предложила молодому Маяковскому написать для нее серию сценариев.
Маяковский еще в 1913 году посвятил кинематографу несколько статей. Поэт, написавший 11 сценариев, так рассказывает об участи своих первых четырех кинематографических произведений:
„Первый сценарий — „Погоня за славой" — написан в 1913 году для Перского. Один из фирмы вниматель-нейше прослушал сценарий в моем чтении и безнадежно сказал: „Ерунда". Я ушел домой. Пристыженный. Сценарий порвал. Впоследствии картину, по содержанию сходную с моим сценарием, видели ходящей по Волге1. Очевидно, сценарий был прослушан внимательнее, чем я думал.
Второй и третий сценарий — „Барышня и хулиган'* и „Не для денег родившийся" — сентиментальная заказная ерунда, переделка с „Учительницы рабочих"2 и „Мартина Идена"3. Ерунда не потому, что хуже других, а что не лучше. Ставилась в 18 году фирмой „Нептун". Режиссер, декоратор, артисты и все другие делали все, чтобы лишить вещь какого бы то ни было интереса.
Четвертый сценарий — „Закованная фильмой". Ознакомившись с техникой кино, я сделал сценарий, стоявший в ряду с нашей литературной новаторской работой. Постановка того же „Нептуна" обезобразила сценарий до полного стыда'*4.
1 Аналогичный случай произошел в то же время во Франции с Гильомом Аполлинэром, который написал сценарий в сотрудничестве с Андре Билли. Мы расскажем об этом в нашем четвертом томе, исследуя истоки „киноавангарда".
2 Новелла известного итальянского писателя Э. Д'Амичиса.
3 Известный роман Джека Лондона.
4 Опубликовано в 12-м томе Полного собрания сочинений Маяковского, М., 1959, стр. 126.
432