„По мере того, как вы встанете на ноги, благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того в деревне. — Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: — Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино"1.
* * *
В Венгрии в 1919 году в течение полугода выпускалась кинопродукция, аналогичная кинопродукции Советской России.
С начала войны в силу изолированности от центральных держав в венгерской кинопромышленности наблюдался (как в меньшей степени и в австрийской) явный подъем и увеличилось число кинофирм.
Янович после своего первого удачного фильма „Тайна слепого" основал собственное кинообщество „Прожа", связанное с фирмой „Прожектограф". „Прожа" в Колоз-варе стада выпускать довольно много художественных фильмов-мелодрам и комедий — экранизаций пьес из репертуара венгерского2 театра и театров других стран8. Самой большой удачей Яновича была экранизация великих венгерских романтических поэм Яноша Арани („Испытание смертью") и Шандора Петефи („Харчевня", „Благородный венгр").
1 „Советское кино", 1933, № 1—2, стр. 10.
2 Г-н Шандор Лайта, которому мы обязаны всеми сведениями о венгерском кино военного времени, перечисляет следующие фильмы выпуска „Прожа": мелодрамы „Старый служака и его сын гусар", ,,Каторжник", ,,Полуночная встреча", „Мадлена Гава-зи", „Комедия", „Бабушка" и другие; экранизация пьес Эрцега „Девицы Юркович", „Дочь набоба"; пьесы Ж. Катора „Банк Ван" и знаменитой натуралистической драмы Шандора Броди „Учительница", вновь экранизированной в Венгрии около 1946 года.
8 Названия таких фильмов выпуска „Прожа", сообщенные г-ном Лайтой: „Мадам X" по Александру Биссону, „Баккара", „Монах", „Желание", „В стране кнута", „Вокруг пишущей машинки", „Чистилище", „Обмененные младенцы", „Таинство исповеди** и другие.
444