демонстрировались и американские кинокартины; отсутствие золота и иностранной валюты вынуждало самым жестоким образом ограничивать импорт. Оставалась лишь датская кинематография, ибо скандинавские страны экономически тяготели к Германии. Копенгаген стал поставщиком Германии.
Вскоре хозяева немецкой „Шверин индустри" (крупная фирма в тяжелой промышленности) увидели, что кинопродукция может стать превосходным делом и что война не только не застопорит, но даже будет стимулировать ее развитие. Нехватка сырья не угрожала фирме. Гигантские заводы АГФА производили столько пленки, сколько ее требовалось; не ощущалось недостатка ни в проекционных, ни в съемочных аппаратах, ни в киностудиях. Кинорынок всей Центральной Европы стал немецкой монополией. Начиная с 1915/16 года кинопромышленность начала перестраиваться и немецкие фильмы стали соперничать в программах с датскими, в первую очередь с продукцией „Нордиска".
Германия начала с массового выпуска шовинистических фильмов, „Feldgrauer Filmkitsch", как их называет доктор Оскар Кальбус, что соответствует французским „Лазурно-голубым фильмам в четыре су"1. Промышленники тем охотнее размножали эти фильмы, что в течение зимы 1914/15 года с помощью „Театра маленьких людей*' („Theater der kleinen Menschen"), как называли тогда в Германии кино, правительство пыталось воздействовать на общественную мораль.
Самые известные актеры были мобилизованы для этих кинематографических сражений. Немка Генни Пор-тен в фильме „Рейд во вражескую страну" играла французскую аристократку, покровительницу немецкого офицера, в которого она влюбилась. Датчанин Вигго Ларсен и полька Ванда Тройман снимались в „Страже на Рейне**. Эльзасцы, столь частые персонажи французских фильмов того времени, появились также и в немецких фильмах с участием Ганни Вайссе, в которых они должны
1 Д-р Кальбус опубликовал в „VomWerden deutscher Filmkunst" (Берлин, 1935) единственное известное нам исследование о немецком кино во время войны, Оно является одним из очень немногих наших источников по этому периоду наряду с трудами других историков, и в частности Германа Волленберга.
'469