Назад

Страница 0525

Вперед

Заводы (Крупп), Электротехнические предприятия (А. Е.Г.) вложили в 1918 году в „Универзум-фильм" капитал в 12 млн. марок. К этой сумме правительство добавило 8 млн. из государственных средств. Перед тем с трибуны рейхстага депутат-либерал д-р Мюллер Мейнинген требовал „национализации" немецких кинотеатров. Речь шла о передаче главных кинотеатров под контроль тяжелой промышленности и об устранении датского общества „Нордиск", обладавшего значительной киносетью.

Мощный финансовый картель, поддерживаемый правительством, сплотил в своем лоне некоторые из самых мощных производственных кино фирм, в первую очередь „Месстер" и ПАГУ.

Общество УФА стало контролировать кинотеатры „Нордиска" и втянуло в свою орбиту ведущую венскую кинопроизводственную фирму „Саша". Общество УФА поглотило БУФА, когда эта военная организация распалась.

Однако кроме „Делига" Гугенберга сохраняли независимость еще различные предприниматели. Филиал общества „Эклер", превратившись в ДЕКЛА, процветал под руководством Эриха Поммера, умного и весьма предприимчивого промышленника. Филиал „Эклера" поглотил в 1919 году „Биоскоп", зато после 1920 года сам слился с обществом УФА.

Вскоре же после своего основания УФА стала играть такую же значительную роль в Германии, как фирма „Патэ" во Франции. У фирмы УФА было преимущество: ею руководили не ростовщики, ослепленные возможностью быстро получить барыши, а предприимчивые и дальновидные финансисты, которые делали ставку на лучших деятелей кино, чтобы завоевать, как только снова наступит мир, гегемонию на кинорынке Европы.

УФА тотчас построила в Берлине самые современные в Европе киностудии. Руководители новой фирмы утвердили план выпуска крупных и очень дорогих кииопроиз-ведений в итальянском духе; одновременно они открыли по всей Германии огромные роскошные зрительные залы. После перемирия Леон Муссинак, публикуя свою первую статью о кино1, установил, изучив положение дел в Страс-

1 „Фильм", 9 марта 1919 г.

477

Назад Страница 0525 Вперед