Как-то в начале войны у него не состоялось свидание и ему пришлось зайти в кино на Бульварах; демонстрировался фильм „Тбска" с участием Франчески Бертини. Ба-ронселли внезапно обратился в новую веру. Он публикует (в „Опиньоне") восторженные остроумные статьи о кино и принимает предложение сделать сценарий из „Дома шпиона", патриотического рассказа, который он опубликовал в „Эклере":
„Эдшш Бенуа-Леви послал меня в Жуанвиль-ле-Пон. Я был принят в дверях какого-то сарая кем-то вроде привратника в синем фартуке, с метлой в руке, он счел меня за статиста и хотел выпроводить. То был постановщик При ер, преподавший мне начала моего ремесла"1.
Став своим собственным продюсером и основав фирму „Люми на", Баронселли отказался от журналистики и так увлекся новым ремеслом, что не проявил взыскательности к своим довольно пошлым сценариям, к мелодрамам и грубым водевилям2.
„Его единственный недостаток в том, что у него нет недостатков", — повторял Деллюк каждый раз, когда говорил о своем друге Баронселли. Он считал, например, что „Король моря" замечательный фильм, но при одном условии, что кто-нибудь его доработает". Затем он очень похвалил в „Рамунчо" (1919) чувство природы и пейзажа — это лучшее достоинство де Баронселли, прибавив:
„Мы приближаемся к одухотворенному импрессионизму,^ я думаю, он будет присущ французскому кино в тот день, когда оно заслужит право называться французским. После эпохи Писарро, Сезанна, Вийара в эпоху кинематографии развивается потребность расширять видение".
Только после 1920 года Баронселли создал кинопроизведения, действительно достойные его одаренной натуры, и выработал свой выразительный киноязык.
Леон Пуарье, родившийся в 1884 году, принадлежит к семье художницы-импрессионистки Берты Моризо, другу
1 ,,То, что мне рассказывал за пять дней до смерти Жак де Баронселли", „L'Ecran Francais", 24 января 1951 г.
2 Приведем некоторые названия: 1915—1916 гг. —„Три девушки в портфеле", „Рука душителя", ,.Ошибка Пьера Вэзи", „Самоубийство Сира Лестона", „Новая Антигона"; 1917 г.-,,3 КК'%,,Король моря"; 1918 г.— „Осада Трои", „Возвращение в поля", „Скандал" (по Батайю).
498